Знает ли кто-нибудь, кроме Аллаха?

Знает ли кто-нибудь, кроме Аллаха, когда пойдет дождь и что находится в утробах?




Аннотация

Многие люди пытаются выставить отрывки из Корана и Сунны неправильными и ошибочными, приводя «логические» доказательства, почему те или иные слова не могут быть правильными. Однако они часто не могут понять контекст высказываний; не говоря уже о самих высказываниях! Чтобы правильно понять, что означает аят Корана, нужно понять причину его ниспослания и выражения, используемые в аяте. Мы не можем поступать так, словно каждый аят – самостоятельный и отдельный и должен читаться без всякой дополнительной информации. Эта статья разбирает часто неправильно понимаемый аят, который говорит об исключительном Знании Аллаха о том, что находится в утробах и времени наступления дождя среди прочих вещей и разъясняет, как утверждения о том, что он – неправильный с точки зрения современной науки – не имеют никакой основы.

1. Введение

Один из самых распространенных вопросов о Коране касается следующего аята:
إِنَّ اللَّهَ عِنْدَهُ عِلْمُ السَّاعَةِ وَيُنَزِّلُ الْغَيْثَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْأَرْحَامِ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَاذَا تَكْسِبُ غَدًا وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
«Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий». (Коран, 31:34)
Так как прогноз погоды возможен, и можно узнать пол нерожденного ребенка, когда он еще в утробе, некоторые люди предполагают, что этот аят противоречит современному научному прогрессу.
Чтобы понять этот аят, мы должны учитывать его контекст, о чем на самом деле в нем говорится, и какое знание упомянуто здесь.

2. Этот аят касается только знания сокровенного

Аят говорит только о знании сокровенного (гъайб), а не о знании, как таковом. В суре аль-Анам Аллах говорит:
وَعِنْدَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لَا يَعْلَمُهَا إِلَّا هُوَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ
«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании». (Коран, 6:59)
Разъясняя это, сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибн Аббас, сказал:
عن ابن عباس:"وعنده مفاتح الغيب"، قال: هن خمس: إِنَّ اللَّهَ عِنْدَهُ عِلْمُ السَّاعَةِ وَيُنزلُ الْغَيْثَ إلى إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ [سورة لقمان: 34]
Передал ибн Аббас: «Что касается аята «у Него ключи к сокровенному», то ключей сокровенного пять - «Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий». (Коран, 31:34) [1]

3. Что такое «знание сокровенного»?

Сперва важно понять значение «сокровенного». Известный ханафитский ученый-классик ан-Насафи (ум. в 710 г.х.) пишет:
والغيب وهو ما لم يقم عليه دليل
«И сокровенное (гъайб) – это то, на что нет доказательства».[2]
Следовательно, знание, которое получено в откровении или основано на наблюдении, не является знанием сокровенного, и поэтому не подпадает под этот аят.

4. Причина ниспослания

Аят не утверждает, что только эти пять вещей находятся в Абсолютном Знании Аллаха, но эти пять вещей были упомянуты как ответ на 5 вопросов, и у этого аята есть контекст, который приведен ниже.
Варис ибн Амр, бедуин, пришел к благородному Пророку, да благословит его Аллах и приветствует – и спросил о Часе и его наступлении. Он также спросил: «Наши земли иссохли, так когда же пойдет дождь? Я оставил мою жену, когда она была беременной, кого же она родит? Я знаю, что я заработал сегодня, так что же я заработаю завтра? Я знаю, в какой земле я родился, так в какой земле я умру?» Аят был ниспослан в ответ на эти вопросы, разъясняя, что эти пять вещей известны только Аллаху. [3]
Маудуди разъясняет:
«Здесь нужно хорошо понимать еще одну вещь: этот аят не дает исчерпывающий список сокровенных и сокрытых вещей, которые известны только Аллаху. Здесь были подчеркнуты только самые очевидные вещи только в качестве иллюстрации. Это вещи, которыми человек очень глубоко и непосредственно озабочен, и в то же время он не знает их. Было бы неправильным делать из этого вывод, что есть только пять сокровенных и сокрытых вещей, которые известны только Аллаху. На самом деле, сокровенное относится к каждой вещи, которая скрыта от творений, но находится в Знании Аллаха, и таких вещей бесчисленно и неограниченно много». [4]

5. Что подразумевается под знанием в обсуждаемом аяте?

Ясно, что знание здесь не относится к обычному знанию как таковому, потому что даже догадки требуют некоего уровня знаний. Такие знания могут быть приобретены посредством множества способов – посредством снов, инструментов, интеллекта и т.д. – таким знанием обладает не только Аллах. Более того, это даже не подобает Аллаху. Например, человек может судить по облакам, когда пойдет дождь. Поэтому, этот тип знания не подразумевается в обсуждаемом аяте. Это знание должно быть достойным Величия Всемогущего Аллаха и приписываться Ему Одному и принадлежать Ему Одному. Поэтому, знание, которое известно всем, также будет приписываться Аллаху, и все объединенное знание, которое находится у всех, также известно Аллаху.
Вкратце, мы можем широко классифицировать Знание Аллаха по двум категориям:
i. Знание, которое не приобретается какими-либо способами (`ильму-ль-гъайб)
ii. Знание, которое охватывает все в каждой детали (‘ильму-ль-мухит).
Аят ниже указывает на это:
وَعِنْدَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لَا يَعْلَمُهَا إِلَّا هُوَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ
«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море» (Коран, 6:59).
Кроме знания сокровенного, аят указывает на полное и всеобъемлющее знание, как следует из употребления слова «ма», которое здесь означает все.
6. Человеческое знание не подпадает ни под одну из этих двух категорий
Человеческое знание не является ни независимым, ни абсолютным. Доктор может проверить пульс пациента и прийти к выбору из нескольких выводов. Аналогично, человек может издалека увидеть поднимающийся дым и понять, что это – огонь. Так как этот человек получил знание об огне из-за поднимающегося дыма, это не будет считаться знанием сокровенного (`ильму-ль-гъайб). Мы уже знаем, что приобретенное знание не может считаться `ильму-ль-гъайб. Вкратце, любое знание, которое полагается на источник, не является `ильму-ль-гъайб. Если, например, доктора спрашивают о том, что находится в утробе беременной женщины без присутствия самой женщины, то доктор не сможет ничего сказать по этому поводу, потому что его знание – зависимо, и, следовательно, не подходит под рассматриваемый аят.
Аналогично, научное знание не является абсолютным. Вероятно, можно легко узнать о дожде, но невозможно предсказать наступление дождя с абсолютной точностью во всем мире, в каждом месте, а также предсказать точное время дождя. Аналогично, ангелы, ответственные за наступление дождя, обладают только ограниченным знанием о нем, которое было даровано им. Абсолютное Знание принадлежит только Аллаху.
7. Знание того, что находится в утробах, может быть даровано другим, помимо Аллаха.
Когда в Коране, 31:34, говорится, что только у Аллаха есть знание, слово «`инд» используется для обозначения принадлежности знания. Тоже самое слово также используется наряду со словом «награда» («сауаб»), и не обозначает, что она не может быть дарована другим.
Комментарий ANTI-SHUBOHAT:
Вероятно, автор имеет ввиду следующие аяты: «если кто желает вознаграждения в этом мире, то ведь у Аллаха есть награда как в этом мире, так и в Последней жизни» (фа`индаЛлахи сауабу-дунья уаль-ахыра) (4:134) и «а ведь у Аллаха — наилучшая награда» (уалЛаху `индаху хуснус-сауаб) (3:195). В данных аятах говорится, что награда есть у Аллаха, но это не означает, что эта награда не передается рабам Всевышнего (конец комментария).
Еще до данного научного прогресса в узнавании пола ребенка в утробе, ученые уже упомянули, что другим, помимо Аллаха, может быть даровано это знание:
أنه عزّ وجلّ إذا أمر بالغيث وسوقه إلى ما شاء من الأماكن علمته الملائكة الموكلون به ومن شاء سبحانه من خلقه عزّ وجلّ، وكذا إذا أراد تبارك تعالى خلق شخص في رحم يعلم سبحانه الملك الموكل بالرحم بما يريد جلّ وعلا كما يدل عليه ما أخرجه البخاري عن أنس بن مالك عن النبي صلّى الله عليه وسلم قال: «إن الله تعالى وكل بالرحم ملكا يقول: يا رب نطفة يا رب علقة يا رب مضغة فإذا أراد الله تعالى أن يقضي خلقه قال: أذكر أم أنثى شقي أم سعيد فما الرزق والأجل؟ فيكتب في بطن أمه فحينئذ يعلم بذلك الملك ومن شاء الله تعالى من خلقه عزّ وجلّ
«Когда Всемогущий Аллах приказывает дождю идти и проливает его там, где Он пожелает, он доводит знание до ангелов, которым поручается это задание, и аналогично, до любого из числа творений, кому Он пожелает. И аналогично, когда Всемогущий Аллах желает сотворить кого-либо в утробе, он доводит знание до ангела, ответственного за эту задачу. Поэтому, мы находим у аль-Бухари, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал, что к каждой утробе Аллах посылает ангела, который говорит: «О Господь, капля семени! О Господь, аляка (сгусток/комок)! О Господь, кусочек плоти!» Затем если Аллах желает завершить Свое творение, ангел спрашивает: «О Господь! Мальчик или девочка? Счастлив или несчастлив? Каков его удел и срок?» Все это записывается, когда ребенок все еще находится в утробе матери, и ангел получает знание об этих вопросах, как и все те из числа творений, кого Аллах пожелал наделить знанием». [5]
Более того, были ученые, которые намного раньше в истории утверждали, что Аллах может наделить других знанием этих вещей:
هذه مفاتيح الغيب التي استأثر الله تعالى بعلمها، فلا يعلمها أحد إلا بعد إعلامه تعالى بها؛ فعلم وقت الساعة لا يعلمه نبي مرسل ولا ملك مقرب، {لا يجليها لوقتها إلا هو} [الأعراف: 187] ، وكذلك إنزال الغيث لا يعلمه إلا الله، ولكن إذا أمر به علمته الملائكة الموكلون بذلك ومن شاء الله من خلقه. وكذلك لا يعلم ما في الأرحام مما يريد أن يخلقه [الله] (5) تعالى سواه، ولكن إذا أمر بكونه ذكرا أو أنثى، أو شقيا أو سعيدا علم الملائكة الموكلون بذلك، ومن شاء الله من خلقه. وكذلك لا تدري نفس ماذا تكسب غدا في دنياها وأخراها، {وما تدري نفس بأي أرض تموت} في بلدها أو غيره من أي بلاد الله كان، لا علم لأحد بذلك
«Это ключи сокровенного, знание которых Аллах хранит у Себя, и никто больше не знает о них, пока Аллах не сообщает о них. Знание того, когда наступит Час не известно ни одному посланному Пророку, ни приближенному к Аллаху ангелу. «Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления» (7:187). Аналогично, никто, кроме Аллаха не знает, когда пойдет дождь, но когда Он повелевает, ангелы, которым доверена задача принесения дождя, знают об этом, как и те из Его творений, которые должны узнать по Его Воле. Никто, кроме Него, не знает, что находится в утробах из того, что Он пожелал сотворить, но когда Он объявляет, будет ли это мальчиком или девочкой, счастливым или несчастным, ангелы, которые доверено это, узнают об этом, как и те из Его творений, которые должны узнать по Его Воле. Никто не знает, что он заработает завтра в этом мире или в следующем. «И ни один человек не знает, в какой земле он умрет» - в своей земле или где-либо еще, в другой земле. Никто не знает этого». [6]
Эти объяснения приходит от великих ученых еще до недавних открытий в науке. Знание ангела – зависимо, и поэтому не входит в `ильму-ль-гъайб. Поэтому, если кто-то узнает о том, что в утробе, то это не противоречит аяту Коран. Ислам выдерживает испытание временем.
8. Другие значения «того, что в утробах»
Некоторые ученые утверждали, что здесь говорится про пол ребенка, тогда как другие также упомянули, что знание того, что в утробе, содержит куда более, чем просто пол, и также включает цвет ребенка, будет ли ребенок счастливым или нет, средства к пропитанию ребенка и т.д. Это мнение также допустимо, поскольку оно основано на хадисе об ангеле утробы, приведенном раньше. Если это так (т.е. знание охватывает куда больше, чем просто пол ребенка), то тогда дальнейшие вопросы не возникают. Тем не менее, так как пол ребенка в утробе также является допустимой точкой зрения, основываясь на вопросах, заданных бедуином, более разумно предположить, что знание того, что в утробах, затрагивает не только последние перечисленные моменты, но также пол ребенка.
9. Выводы:
Знание того, что в утробах, принадлежит двум категориям знаний (знание сокровенного и абсолютное знание), в то время как узнавание пола ребенка докторами и прогнозы погоды, основанные на изучении природных явлений, не подпадают ни под одну из этих категорий. Кроме того, сам Коран и великие ученые упомянули, что знание этих 5 вещей может быть даровано Аллахом либо через откровение, либо посредством дара совершать эмпирические наблюдения.
Ссылки и примечания:
________________________________________
[1] at-Tabari, Ibn Jareer, Jami’ al-Bayan fee Ta’weel al-Qur’an, (Beirut: ar-Risalah Publications, 2000) Vol.11, 402 No. 13307
[2] an-Nasafi, Abdullah bin Ahmad, Madarik at-Tanzeel wa Haqa’iq at-Ta’weel, (Beirut: Dar al-Kalam at-Tayyib, 1998) Vol.2, 617
[3]ash-Shawkani, Fath al-Qadeer, (Damascus: Dar Ibn Katheer, 1414 AH) Vol.4, 283-284
[4] Maududi, Abu al-Ala, Tafheem al-Qur’an, (Lahore: Idara Tarjuman al-Qur’an, n.d.) Vol.4, 29
[5]al-Alusi, Mahmood, Rooh al-Ma’ani, (Beirut: Dar al-Kotob al-‘Ilmiyah, 1415 AH) Vol.11, 109
[6] Ibn Katheer, ‘Imad ad-Deen,, Tafseer al-Qur’an al-‘Azeem, (Beirut; Dar al-Kotob al-‘Ilmiyah, 1419 AH) Vol.6, 315
[Последнее обновление статьи – 04.01.2014]
Комментарий ANTI-SHUBOHAT:
К этой подробной статье можно добавить следующее:
Многие из перечисленных в аяте 31:34 знаний передаются ангелам, но полное Знание есть только у Аллаха:
1) Знание о Часе – когда придет время Судного Дня, с дозволения Всевышнего, ангел Исрафиль будет трубить в Рог (Сур)
2) Ниспослание дождя – это знание передается Микаилю и подчиненным ему ангелам
3) Знание того, что в утробах – это передается ангелам, которые посылаются к утробам
4) Знание того, в какой земле умрет человек – это знание в свое время передается Ангелу смерти и подчиненным ему ангелам
Кроме того, как уже было указано в статье, полное и абсолютное знание не принадлежит метеорологам, докторам и пр. Большинство людей хоть раз в жизни были свидетелями того, как не сбываются прогнозы погоды. В интернете также можно найти немало случаев, когда по УЗИ доктора определяли один пол ребенка, а рождался ребенок противоположного пола. А учитывая слова ученых о том, что выражение «то, что в утробах» не относится только к полу ребенка, то здесь и не возникает никаких проблем, потому что доктора не могут знать судьбу ребенка и прочее.
Еще одно сомнение, которое распространяется неверующими в связи с этим аятом – это планирование пола ребенка при процедуре ЭКО. Согласно современной науке, пол ребенка определяется набором хромосом, и ученые специально подбирают половые клетки так, чтобы эмбрион был определенного пола.
И снова - учитывая слова исламских ученых о том, что выражение «то, что в утробах» не относится только к полу ребенка, то здесь и не возникает никаких проблем, потому что доктора не могут знать судьбу ребенка и т.д. Кроме того, здесь специалисты специально ищут и создают причины рождения ребенка нужного пола и отбирают тот материал, который даст нужный результат – это предполагает, что они приобретают нужное знание, то есть это не противоречит обсуждаемому аяту, и об этом уже говорилось в статье. Здесь также специалисты не обладают абсолютным знанием.
Кроме того, недавние открытия в науке показали, что пол человека не всегда определяется набором хромосом – https://nplus1.ru/material/2018/06/22/hard-to-be-a-man
https://zen.yandex.ru/media/nplus1/pochemu-pol-cheloveka-ne-vsegda-opredeliaetsia-naborom-hromosom-5d3f6f34520a9b00ae5abaad
Это означает, что даже при планировании пола могут быть эксцессы, и Абсолютное Знание и Сокровенное Знание о всех вещах поистину принадлежит только Одному Всевышнему Аллаху.
Аналогичные аргументы могут быть приведены и в таких темах, как «разгон облаков» и «искусственный дождь».
А Аллаху известно лучше, и вся Хвала принадлежит Ему, Господу миров!

About «ANTI-SHUBOHAT»

«ANTI-SHUBOHAT»

0 коммент.:

Отправить комментарий