ЗНАЧЕНИЕ ХАДИСА О СОТВОРЕНИИ В ДНИ НЕДЕЛИ

СМЫСЛЫ И ЗНАЧЕНИЕ ХАДИСА О СОТВОРЕНИИ В ДНИ НЕДЕЛИ (сомнение: деревья сотворены раньше света?)


Предисловие ANTI-SHUBOHAT: на просторах интернета администраторам этой группы довелось видеть, как различные спорщики и миссионеры (в основном, из людей Писания) приводят хадис из «Сахиха» имама Муслима. В хадисе упоминаются вещи, которые сотворил Аллах в определенные дни. В частности, в хадисе говорится, что в «понедельник» (дословно «день второй», дни недели в арабском языке обозначаются, чаще всего, указанием на очередность) Аллах сотворил деревья, а в «среду» («день четвертый») Аллах сотворил свет. Критики указывают на противоречие этого хадиса науке, они предполагают, что под «светом» в этом хадисе подразумеваются небесные светила (в частности, Солнце) и говорят, что деревья никак не могут существовать без солнечного света. Нами была найдена статья на английском языке, которая подробно разбирает этот хадис. Автор высказывает некоторые свои мнения и указания, с которыми мы, однако, не во всем согласны. Некоторые дополнения и замечания будут приведены в виде комментариев (конец предисловия).
Перед вами подробный разбор значений и важности хадиса о сотворении в дни недели, переданный в Сахих Муслима. Статья выводит, что хадис не противоречит ни Корану, ни разъясняет повествование о сотворении мира в 6 «дней». Более того, он даже не противоречит никакому современному научному пониманию. И цель этого хадиса – просто дать урок об убеждениях во Всемогущего Творца.


1. Введение

В свете критики мусульман в отношении повествования о творении, приведенном в первой главе книги Бытия и нормального объяснения слова «йаум», означающего неопределенный период времени (возможно даже эпоху) [1] в кораническом повествовании о творении, миссионеры и критики Ислама ищут новые способы, чтобы атаковать исламские источники с таких же позиций.
Они пытаются использовать слова из следующего хадиса, обычно их переводят так:
«Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «[Однажды] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за руку и сказал: «Всемогущий и Великий Аллах создал землю (почву) в субботу, и создал на ней горы в воскресенье [букв. «день первый»], и создал деревья в понедельник [букв. «день второй»], и создал [всё] дурное во вторник [букв. «день третий»], и создал свет в среду [букв. «день четвертый»], и рассеял по [земле] животных в четверг [букв. «день пятый»], и создал Адама в послеполуденное время пятницы в конце творения, в самую последнюю часть дня между послеполуденным временем и [наступлением] ночи» [2].
Миссионеры утверждают, что этот хадис определяет «йаум» в исламских повествованиях о Творении как дни недели, и поэтому подвергают сомнению толкования, предоставляемые мусульманскими апологетами. Более того, они утверждают, что возникают такие же научные претензии к этому повествованию, подобно тому как мусульмане предъявляют претензии к библейскому повествованию в книге Бытия, например, как могут появиться и существовать деревья до сотворения света, ведь фотосинтез определяет жизнь во всем царстве растений.
Другой важный аспект этого хадиса, что, хотя он и включен в Сахих Муслим, некоторые ученые поставили его достоверность под вопрос. Кроме претензий к его передаче, утверждается, что он противоречит словам Корана о том, что небеса и земля были сотворены в 6 дней, и что земля была сотворена и сделана пригодной для жизни в 4 дня. Это важно, поскольку существует общая презумпция, что абсолютно все хадисы в Сахих Бухари и Сахих Муслим – достоверные. Отвергатели хадисов (от самых твердых до сочувствующих) и модернисты любят использовать это сообщение как убедительный аргумент против надежности сообщений, основанных на изучении цепочки передатчиков (иснад). Хотя в принципе, подвержение этого хадиса сомнению никак не вредит общепринятой позиции о достоверности преданий в Сахих Муслим, но есть опасность, что невежды попытаются обратить это в свою сторону. В этой статье, тем не менее, мы акцентируем внимание на понимании содержания (матна) этого хадиса, и вкратце затронем обзор критики цепочки его передатчиков (иснада).

2. Дискуссия по поводу цепочки передатчиков (иснад)

Некоторые ученые поднимали вопрос о цепочке передатчиков (иснад) и утверждали, что хадис содержит в себе ошибки или небрежности в части некоторых передатчиков. Эти ученые – аль-Бухари [3], Али ибн аль-Мадини [4], ибн Касир [5], ибн Таймийя [6], ибн аль-Каййим [7] и другие. В то же время есть ученые, которые считали этот хадис достоверным. Это – Муслим ибн Хаджжадж [8], ибн Хиббан [9], ибн аль-Анбари [10], ибн аль-Джаузи [11], Абу Хаййан аль-Андалуси [12], аш-Шаукани [13], аль-Муаллими [14], Ахмад Шакир [15], аль-Альбани [16] и аль-Хувайни [17].
Примечание ANTI-SHUBOHAT: мы не знаем, является ли Абу Исхак аль-Хувейни ученым, но не считаем справедливым изменять и искажать оригинальный текст в переводе (конец примечания).
Те, которые сказали, что в иснаде его передатчиков есть проблема, говорили, что это предание Кааба аль-Ахбара. Одним из первых был аль-Бухари, сказавший:
«И некоторые сказали: «Это передается от Абу Хурайры, который передал это от Кааба [аль-Ахбара]. И это является более достоверным» [18]
Тем не менее, аль-Альбани отверг это, сказав, что это - заявление без доказательств, и «некоторые, которые сказали это» - неизвестны [19].
Комментарии ANTI-SHUBOHAT: вряд ли имам аль-Бухари стал бы говорить от себя, видимо, он не стал приводить этот хадис в передаче от Кааба аль-Ахбара, поскольку это сообщение было «исраилятом» (предание и сообщение иудеев), ведь Кааб аль-Ахбар был иудеем, принявшим Ислам, и он передал немало «исраилият». В поддержку этого можно привести не только сведения имама аль-Бухари, видимо, слышавшего этот хадис в передаче Абу Хурайры именно от Кааба аль-Ахбара, но и также то, что создание деревьев упоминается в хадисе раньше света – в иудейской и христианской Библии, в книге Бытия, Бог создает растения и деревья на Земле (в третий день) раньше создания небесных светил (в четвертый день). В то же время, можно последовать за мнениями имама Муслима, шейха аль-Альбани и других ученых. Вне зависимости от выбранного мнения – а в данном случае мусульманин может выбрать то или иное мнение - нет никаких противоречий этого хадиса ни религии, ни науке, о чем будет сказано дальше в статье. Вся проблема – это ангажированное понимание слов хадиса миссионерами и ненавистниками Ислама (конец комментария)
Тем не менее, очевидно, что ученые, подвергшие сомнению этот хадис, сделали это, не исходя из его содержания. На самом деле, они также предъявляли претензии к его цепочке передатчиков (иснад). В то время как критический разбор его иснада остается за рамками настоящей статьи, следующие строки будут посвящены вопросу текста (матна).

3. Почему хадис не может быть из «исраилият» (иудейско-христианских преданий)?

Тем не менее, очень проблематично причислить это предание к «исраилиятам», поскольку оно включает субботу в число дней творения, и это кардинальным образом противоречит иудейской идее шаббата (субботы).
По этой причине его трудно отнести к Каабу аль-Ахбару, поскольку его предания учитывают шаббат. Ат-Табари передает:
«Кааб сказал: «Аллах начал творение с небес и земли в воскресенье (буквально: «первый день») и понедельник» («второй день»). [20]
Комментарии ANTI-SHUBOHAT: автор противоречит сам себе, когда говорит далее в статье, что обсуждаемый хадис не относится к повествованию о творении небес и земли, но здесь приводит другие сообщения от Кааба аль-Ахбара, которые говорят именно о творении небес и земли. Поэтому исключать того, что это передается от Кааба аль-Ахбара нельзя (конец комментария).
Более того, другой обративший в Ислам иудей Абдуллах ибн Салям передавал то же самое. [21] Их сообщения упоминают начало творения в первый день (“воскресенье») и заканчивается в пятницу. Это потому, что они были иудейского происхождения и передавали разные вещи из знаний этой традиции.
Это важно отметить, поскольку цепочка передатчиков не такова, что хадис может быть проигнорирован и воспринят как фальсификация или не имеющий основы. Даже ученые, которые критиковали его, сказали, что в нем есть некоторые ошибки или неточности, и поэтому было предположено, что он предположительно передается от Кааба. Но здесь мы видим, что мы не можем считать его из числа исраилятов, переданных Каабом. [22]
Комментарии ANTI-SHUBOHAT: с этими выводами авторов мы не совсем согласны. Имам аль-Бухари не зря указывал, что «некоторые люди говорили, что он – от Кааба» и что это «более достоверно». Т.е. претензии аль-Бухари предъявлял именно к иснаду, а не к содержанию. Тем более, что аль-Бухари ссылается на «некоторых людей», передававших, судя по всему, аналогичные высказывания от Кааба аль-Ахбара. Ситуация не такова, что имам аль-Бухари посмотрел в матн, засомневался в нем, поэтому подверг сомнению иснад хадиса и сам хадис. Кроме того, то, что в данном хадисе творение начинается с субботы не противоречит мнению, что это сообщение передается от Кааба аль-Ахбара, поскольку в сам текст хадиса могла закраться ошибка, а сам хадис мог передаваться от Кааба (конец комментария).

4. Дни недели, упомянутые в хадисе и 6 Дней Творения в рассказе Корана.

Это творение различных вещей в дни недели, упомянутое в хадисе, не разъясняет коранический рассказ о творении небес и земли в 6 дней (аль-аййам ас-ситта). Это следует из версии хадиса из сборника ан-Насаи, которое сперва упоминает творение небес и земли в 6 «дней» (неопределенные периоды времени) до упоминания творения разных вещей в дни недели.
«Рассказал Абу Хурайра: «Пророк, мир ему и благословение, взял меня за руку и сказал: «О Абу Хурайра! Поистине, Аллах создал небеса и земли что между ними за 6 дней. Затем он вознесся на Трон на 7-ый день. Он сотворил землю в субботу и горы в воскресенье…» [23]
Это показывает, что хадис не противоречит ни Корану, ни разъясняет «день» («йаум») в рассказе сотворении в 6 дней.
Аль-Альбани пишет:
«6 дней, упомянутые в Коране, отличаются от 7 дней, упомянутых в этом хадисе. Хадис говорит о стадиях из числа стадий творения на поверхности Земли до тех пор, пока она не стала пригодной для жизни. Это подтверждается фактом, что Коран говорит о некоторых днях (аййам) у Аллаха, равных тысяче лет, и некоторых – 50 000 лет. Что мешает 6 дням быть из такого же рода, и 7 дням быть как нашим дням, как это ясно из хадиса?» [24]

5. Дни недели – дни завершения творения различных вещей.

Что касается творения вещей в различные дни недели, хадис только рассказывает нам, что какая-то вещь была завершена на такой-то день недели, не говоря ничего о настоящем периоде времени, потраченном в процессе (творения). Это ясно из сообщений о сотворении человека, которое, согласно этому хадису, произошло в пятницу.
Аллах Всевышний говорит в Священном Коране:
«Неужели не прошло то время, когда человек был безвестен?» [25]
Разъясняя этот аят, ибн аль-Джаузи пишет:
«Это – Адам, и время, которое прошло – 40 лет, когда был вылеплен из глины, но дух еще не был вдохнут в него. Это – мнение большинства» [26]
В одном предании говорится:
Абу Хурайра рассказал: «Спросили: «О Посланник Аллаха! Когда Пророчество было установлено для тебя?» Он сказал: «Когда Адам был между душой и телом». [27]
Этот хадис поясняет «период времени, когда Адам, «отец человечества», «был неизвестен» [28]
И как в обсуждаемом хадисе есть другие сообщения о сотворении Адама в пятницу, переданные Абу Хурайрой [29], Аусом ибн Аус [30] и Саадом ибн Убадой [31].
Эти хадисы предполагают, что сотворение Адама – процесс, который длился в некоторый период времени, превышающий 40 лет. Поэтому, предания о сотворении Адама в пятницу должны пониматься как придание совершенства и завершения упомянутого процесса. [32]
Комментарии ANTI-SHUBOHAT: это может пониматься также, как начало творения Адама в пятницу. Например, аналогичным образом говорится, что Коран был ниспослан в Рамадан, в Ночь Предопределения – имеется ввиду, что первые 5 аятов из Корана (сура аль-Аляк, 1-5) были ниспосланы в определенную ночь, затем ниспослание Корана продолжилось на протяжении около 23 лет (конец комментария).
Тоже самое можно сказать и о сотворении остальных вещей в другие дни, упомянутые в хадисе Абу Хурайры. Вне зависимости от времени, потраченного на творение каждого из вещей, каждое было завершено и усовершенствовано на соответствующий день недели.

5.1 Деревья сотворены до творения света?

Из выше упомянутого понимания также следует, что в хадисе не обязательно подразумевается порядок творения. Цель этого хадиса, как выясняется, только показать, что процесс творения продолжался во все дни недели. Это - отрицание идеи «отдыха Бога» в субботу и иудейских убеждений насчет субботы.
Более того, порядок упоминания не обязательно подразумевает порядок творения, кроме творения Адама, которое категорично упоминается последним. Использование союза «уа» (и) не обязательно означает порядок. Фахр ад-дин ар-Рази (ум. в 606 г.х.) повторял эту точку зрения снова и снова в своем тафсире. Например, в одном случае он сказал:
«Буква «уау» обозначает разделительный союз, но не относительный порядок» [33]
Значение этого мнения вместе с раннее приведенными замечаниями приводит к тому, что хадис не обязательно ставит создание деревьев перед созданием света. Он только обозначает, что во всем плане творения, когда были созданы деревья – это был понедельник, тоже самое насчет света – который был сотворен в среду. И как мы знаем, каждая среда следует за понедельником в неделе. Цель хадиса – не описать последовательный план творения, но просто рассказать, что было сотворено и усовершенствовано в каждый день недели, вне зависимости от порядка и промежуточного периода между творением разных вещей.
Комментарии ANTI-SHUBOHAT: автор здесь подразумевает, что свет мог быть создан в «среду», потом деревья – в следующий «понедельник» и т.д. Т.е. творение этих вещей могло происходить не в одну «неделю» (конец комментария).
Более того, слово «нур» не обязательно обозначает «свет». Объясняя слова «макрух» и «нур» ибн аль-Асир аль-Джазри сказал:
«Аль-Макрух»: противоположность любимому. Здесь это означает зло, как в хадисе дальше говорится: «И Он сотворил «нур» в среду». Нур – это благое». [34]
Комментарии ANTI-SHUBOHAT: слово «нур» («свет») обозначает не только буквально физический свет (например, свет Солнца), как это пытаются доказать ненавистники Ислама, пытаясь посеять сомнения в сердца мусульман. Слово «нур» имеет множество значений, и в этих многочисленных значениях оно упоминается в Коране и Сунне:
1) Прямой путь, свет знания и подчинения, противоположность заблуждениям и неверию – «Аллах — Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету» (2:257).
2) Пользы и доводы – «Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет» (5:44)
3) Религия - Они хотят потушить свет Аллаха своими устами. Но Аллах не допустит этого и завершит распространение Своего света, даже если это ненавистно неверующим (9:32)
4) Свет верующих в Судный День – «в тот день, когда ты увидишь, как перед верующими мужчинами и верующими женщинами и справа от них будет распространяться их свет» (57:12).
5) Свет как благо, направление на прямой путь, благословение, благодать, прощение и тому подобные вещи - «Кто прочитает суру “Пещера” в день пятницы, того будет освещать свет между двух пятниц» (аль-Хаким 2/399 и аль-Байхакъи 3/249. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар в «Тахридж аль-Азкар», шейх Ибн аль-Къаййим в «Задуль-ма’ад» 1/375 и шейх аль-Албани в «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6470). А Всевышний знает лучше.
6) Свет как Занавес Всевышнего - «(Однажды) я спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Видел ли ты своего Господа?” Он ответил: “Там был свет! Как же я мог увидеть Его?”» Этот хадис передали Ахмад 5/157, Муслим 178, ат-Тирмизи 3282. См. «Сахих ат-Тирмизи» 3282.
7) Возможно, свет как здоровье, благословение и благо, свет в Судный День и свет подчинения – «О Аллах, помести в сердце моё свет, и в язык мой свет, и в слух мой свет и в зрение моё свет, и помести надо мной свет, и подо мной свет, и справа от меня свет, и слева от меня свет, и передо мной свет и позади меня свет, и помести свет в душу мою, и сделай свет для меня великим, и сделай свет для меня большим, и зажги для меня свет, и сделай меня светом. О Аллах, даруй мне свет, и помести в мои сухожилия свет, и помести в мою плоть свет, и в мою кровь свет, и в мои волосы свет и в мою кожу свет» (аль-Бухари 6316, Муслим 763)
8) Свет, из которого были сотворены ангелы - «Ангелы сотворены из света, джинны созданы из чистого пламени, а Адам сотворен из того, что было описано вам» (Муслим, 2996).
9) И т.д.
Как видно из примеров, слово «нур» не обозначает только свет Солнца, Луны и т.п. (конец комментария).
Согласно этому толкованию хадиса, он означает: «Он сотворил деревья в понедельник, Он сотворил зло во вторник, Он сотворил благое в среду».
Это понимание снимает вопрос о том, как деревья могли быть сотворены раньше «света».

6. Цель этого хадиса

Необходимо понимать, что высказывания Пророка всегда направлены на то, чтобы донести какую-то мысль из убеждений и этики. Упоминание различных фактов о физических феноменах делается только для выведения какого-либо мысли.
Шах Вали Уллах (ум. в 1176 г.х.) писал:
«В своем поведении (пророки) не занимали себя тем, что не относилось к очищению души и управлению общиной. Они не объясняли явления атмосферы, такие как дождь, затмения, кольца вокруг солнца или луны, чудеса растений и животных, измерения путей солнца и луны, причины ежедневных явлений и событий, и истории пророков, царей и стран и т.д., кроме как простыми словами, которые были известны их аудитории, и которые могли быть поняты ею (аудиторией), если эти слова были использованы, чтобы напомнить им о благословениях Бога и воздаянии Бога, кроме как это делалось путем отступлений в общие обсуждения, которые дозволены в таких случаях, через использование метафор и сравнений. Это было в случае, когда спросили Пророка о причинах убывания и прибывания луны, и Всевышний Аллах обернул это пояснением пользы прибывания и убывания луны и сказал: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (Коран, 2:189). Можно увидеть множество людей, чье понимание искажено из-за осведомленности об этих (технических) сферах, или по другим причинам, и поэтому они применяют слова пророков к вещам, к которым последние не обращались, и Бог знает лучше». [34-а]
Ученые объяснили цель этого хадиса. Абу-ль-Касым ас-Сухейли (ум. в 581 г.х.) в своем толковании к версии ибн Хишама книги Ибн Исхака писал:
«Иудеи выделяли субботу, поскольку они думали, что это – седьмой день. Более того, они преумножили свое неверие, говоря, что Аллах отдыхал в этот день – превыше Аллах того, что они говорят! Это потому, что для них творение началось в воскресенье, и последним из 6 дней, в который Аллах творил вещи была пятница. Схожей позиции придерживаются и христиане. Они выделяют воскресенье, потому что для них это – первый из дней. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил, что и иудеи, и христиане упустили день (настоящий день, который упоминается в настоящей ниспосланной религии). Он, в Сахих Муслиме, сказал: «Аллах сотворил землю в субботу». [35]
Комментарий ANTI-SHUBOHAT: Не приводим перевод слов Ахмада Абдур-Рахмана аль-Банна ас-Саати (ум. 1378) – это отец Хасана аль-Банны и ученик Мухаммада Абдуха.

7. Ответы на дальнейшие возражения

Описав смысла хадиса, теперь давайте ответим на возражения насчет хадиса.

7.1. Возражение о том, что хадис противоречит Корану

Некоторые люди говорят, что хадис противоречит Корану, так как он говорит о 7 «днях» творения, тогда как Коран говорит о 6 «аййам» («днях»).
Уже говорилось, что хадис ни разъясняет коранические «дни», не противоречит этому рассказу. Это независимый рассказ, имеющий другую цель. Про это говорилось в предыдущих пунктах статьи.

7.2 Он противоречит другим хадисам

Было также сказано, что он противоречит другому хадису, записанному у ат-Табари, который говорит, что создание Земли произошло в первый и второй день, и в котором в общем насчитывается 6 дней творения, т.е. от первого дня до шестого. Ат-Табари пишет:
«Теперь, при этом, есть хорошее предание от Посланника Аллаха, рассказанное нам Ханнадом ибн ас-Сари, который сказал, что он читал все хадисы (Абу Бакру) – Абу Бакр ибн Аййаш – Абу Саад аль-Баккаль – Икрима – ибн Аббас: «Иудеи пришли к Пророку и спросили его о сотворении небес и земли. Он сказал: «Бог сотворил землю в день первый и день второй. Он сотворил горы и то, чем они владеют в день третий. В день четвертый, он сотворил деревья, воду, страны и землю, пригодную для возделывания. Это – четыре дня. Он продолжил (цитируя Коран): «Скажи: «Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других? Он же — Господь миров. Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих (или для тех, кто спрашивает) за четыре полных дня» (41:9-10). В день пятый Он сотворил небеса. В день шестой (пятницу) Он сотворил звезды, солнце, луну, ангелов, до тех пор, пока не осталось 3 часа. В первый из этих 3 часов Он сотворил условия (человеческой жизни), кто будет жить и кто умрет. Во второй час, Он создал вред для всего, что полезно для человечества. И в третий час, (Он сотворил) Адама и поселил его в Раю. Он приказал Иблису склониться перед Адамом, и Он вывел Адама из Рая в конце этого часа. Когда иудеи спросили: «Что же потом, Мухаммад?» Он сказал: «Затем Он возвысился над Троном». Иудеи сказали: «Ты прав, если закончил». Они сказали: «Затем Он отдыхал». Тогда Пророк рассердился и было ниспослано: «Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней, и Нас ничуть не коснулась усталость. Терпеливо сноси то, что они говорят» (50:38-39) [37].
Хотя ат-Табари предполагал, что это предание – хорошее, но на самом деле – оно недостоверное. Множество ученых посчитало этот хадис сомнительным.
То же самое сообщение приводится аль-Хакимом в его аль-Мустадраке и Абу Шейхом в его аль-Азме. Аз-Захаби в своем разборе аль-Мустадрака выводит проблему этого предания в цепочке передатчиков – «Абу Саад аль-Баккаль – ибн Маин говорил:
«Его предания не следует записывать». [38]
Исследователь аль-Азмы аль-Асбахани также посчитал предание слабым (даиф) по той же причине. [39]
Таким же образом, в критическом издании Тарих ат-Табари, это предание помечено как слабое. [40]
Ас-Сухейли, приводя в пример хадис Абу Хурейры, возражает против позиции ат-Табари:
«Хадис, в котором ат-Табари увидел довод – не подобен хадису, который мы привели» [41]
Все это подчеркивает слабость сообщения ат-Табари, и также разрушает попытки миссионеров и критиков Ислама, которые пытаются толковать слово «йаум» (букв. «день») как 24 земных часа в кораническом повествовании о сотворении небес и земли в 6 «дней».

7.3 Возражение, что хадис идет против консенсуса

Предполагаемый консенсус, как указано ат-Табари, что творение началось в воскресенье (день первый), тогда как хадис упоминает землю в субботу. Во-первых, как упоминается ранее, по-крайней мере, хадис не устанавливает последовательность. Поэтому, эта точка зрения о консенсусе не относится и не имеет значение к смыслу и цели данного хадиса.
Более того, заявленный консенсус (иджма) – стоит под большим вопросом. Не только ибн Исхак (ум в 151 г.х.) заявлял так, но и Абу Бакр ибн аль-Анбари (ум. в 328 г.х.) говорил, что консенсус (иджма) состоит в том, что творение началось в субботу [42] Ибн Теймийа (ум. в 728 г.х.) ставил под вопрос заявления ибн аль-Анбари, но тем не менее, уже это опровергает заявление ат-Табари о предполагаемом консенсусе.

7.4 Хадис не упоминает творение небес

Также сказано, что в то время как Коран упоминает творение небес в период из 6 дней, а этот хадис не упоминает творение небес. Это возражение также не учитывает то, что рассматриваемый хадис не говорит о 6 днях творения, о которых рассказывается в Коране. Также, он не дает полного и детального описания творения, которое должно упоминать творение небес.

7.5. Творение Земли произошло за 2 дня согласно Корану

Другое возражение касательно творения Земли, что Коран говорит о том, что это произошло за 2 дня [43], тогда как хадис говорит о том, что это произошло в субботу. Опять же, ответ на это уже был озвучен в статье: 1) хадис не разъясняет коранический рассказ о творении 2) он только говорит о том, на какой день происходит завершение творения

8. Выводы

- Достоверность этого хадиса от Абу Хурайры подвергается сомнению большим количеством ученых
- Хадис не противоречит Корану и не определяет «йаум» («день») в кораническом повествовании о творении
- Хадис не дает ни полного описания, ни последовательности творения отдельных вещей. Подобным же образом, он не говорит о длительности творения каждой из упомянутых в нем вещей. Он только говорит нам, на какой день недели творение разных вещей было завершено, как это ясно из общего понимания хадисов о творении Адама. То же самое относится и к творению остальных вещей, упомянутых в хадисе.
- Предназначение хадиса, как выясняется, только отвергнуть и опровергнуть иудео-христианские убеждения касательно субботы.
Комментарии ANTI-SHUBOHAT: к следующим выводам добавим свои замечания:
1) Часть ученых подвергала сомнению достоверность упомянутого хадиса и считала, что есть проблемы в его иснаде, и были сведения, что этот хадис передается от слов Кааба аль-Ахбара. Другая часть ученых считала хадис достоверным, но не считала, что его смысл противоречит Корану, другим хадисам и науке. Некоторые ученые считали, что есть проблемы в матне (тексте) этого предания, и этот хадис передан с ошибками. Мусульманин может выбирать из этих мнений ученых, которое ему считается наиболее правильным.
2) Нет проблем со словами, что деревья были сотворены в «понедельник», а «свет» (нур) в «среду». Под светом в этом хадисе не подразумеваются светила и, в частности, солнечный свет, а могут подразумеваться другие вещи и творения, ведь слово «свет» («нур») - в арабском языке и в религии - многозначно. Ученые, используя лингвистическое толкование и толкование по контексту (творение «света» в хадисе упоминается после «макруха» - «неприятного», нежелательного, плохого) вывели, что «свет» здесь обозначает – благое и приятное. Следовательно, даже если признаем, что этот хадис – достоверный и безупречный, то тут нет какого противоречия действительности и науки, как бы этого не хотелось ненавистникам Ислама.
А Милостивому известно лучше!
Переводы хадисов взяты с сайтов hadis.info и http://islamdua.ru/ (конец комментария)

Заметки и ссылки:

[1] То, что «йаум» может обозначать очень долгий период времени - известно. Э.У. Лейн (E.W. Lane) “время в целом, неважно ночь или нет, мало или нет, и это – правильное значение». (Arabic-English Lexicon, 3064) Ганс Вер (Hans Wehr) писал: «Также: возраст, эпоха, время…» (A Dictionary of Modern Written Arabic, 1110). Рагыб аль-Асбахани сказал то же (al-Mufradat fi Gharib al-Qur’an, 894)
[2] Muslim bin Hajjaj, as-Sahih, Hadith 7054 (27-2789) – перевод на русский язык: Владимир (Абдуллах) Нирша.
[3] al-Bukhari, Muhammad bin Isma’il, Tarikh al-Kabir, Vol.1, 413
[4] al-Bayhaqi, Abu Bakr, al-Asma‘ wa as-Sifat, Vol.2, 256
[5] Ibn Kathir, ‘Imad ad-Deen, Tafsir al-Qur’an al-‘Azim, Vol.1,123
[6] Ibn Taymiyya, Taqi ad-Deen Ahmad, Majmu‘a al-Fatawa, Vol.17, 235
[7] Ibn al-Qayyim, Shams ad-Deen, al-Minar al-Manif fi as-Sahih wa Da’if, 84-85
[8] Как он это и указал в своем Сахихе.
[9] al-Andalusi, Ibn Hibban, as-Sahih, Hadith 6161. Все предания в его сборнике он считал достоверными.
[10] Ibn al-Jawzi, Zad al-Maysar fi ‘Ilm at-Tafsir, Vol.2, 127
[11] Ibn al-Jawzi, Kashaf al-Mushkil, Vol.3, 580
[12] Al-Andalusi, Abu Hayyan, al-Bahr al-Muhit fi at-Tafsir, Vol.5, 64-65
[13] ash-Shawkani, Muhammad bin ‘Ali, Fath al-Qadir, Vol.1, 73
[14] al-Muallimi, Abdul Rahman bin Yahya, al-Anwar al-Kashifa, Vol.1, 188-193
[15] Ahmad Shakir (ed.), Musnad Ahmad, Vol.8, 282 Hadith 8323
[16] al-Albani, Nasir ad-Deen, Silsala Ahadith as-Sahiha, Vol.4, 449 No. 1833, Vol.2, 725-727
Tahqiq al-Mishkat, No.
[17] al-Heveni, Abu Ishaq (ed.), Tafsir Ibn Kathir, Vol.2, 230-233
[18] al-Bukhari, Muhammad bin Isma’il, Tarikh al-Kabir, Vol.1, 413
[19] al-Albani, Nasir ad-Deen, Silsala Ahadith as-Sahiha, Vol.4, 449
[20] al-Tabari, Abu Ja’far, Tarikh ar-Rusul wal Muluk, Vol.1, 44, Translated in Rosenthal, Franz, The History of al-Tabari, Volume 1- General Introduction and from the Creation to the Flood, 211
ас-Суюты сообщает нам, что ибн Аби Шейба передал то же самое от Кааба аль-Ахбара (al-Durr al-Manthur, Vol.3, 473)
[21] Al-Dhahabi, Shams ad-Din, al-‘Uluw li-‘Aliy al-Ghaffar, Hadith 312; the report is sahih
[22] Twakkal, Abd Alfatah, Ka’b al-Ahbar and the Isra’iliyyat in the Tafsir Literature (Master’s thesis at McGill University 2007), 52-53
[23] an-Nasa‘i, Ahmad bin ‘Abdur-Rahman, Sunan al-Kubra, Hadith 11328; al-Albani graded it as jayyid (good). See, Mushtasar al-‘Uluw, 112
[24] al-Albani, Nasir ad-Din, Tahqiq al-Mishkat, Vol.3, 1597-1598 Hadith 5734
Некоторые могут сказать, что в этом содержится ошибка эквивокации, но стоит заметить, что значение слова «йаум» - неограниченно (см. сноску 1 выше) в целом, но так как отдельные дни недели (например, йаум аль-ахад – воскресенье) упомянуты, то оно берется в его прямом смысле. Так что вариации следуют из прямого/специфического и неограниченного употребления.
[25] Коран, 76:1
[26] Ibn al-Jawzi, Abu al-Faraj, Zad al-Maysar fi ‘ilm at-Tafsir, Vol.4, 374
[27] At-Tirmidhi, Abu ‘Eisa, al-Jami‘, Hadith 3609 Classified as sahih by al-Albani
[28] Ibn Taymiyyah, Taqi ad-Deen Ahmad, Majmu‘a Rasa’il wa Masa’il, Vol.4, 8-9, see also;
at-Tahawi, Abu Ja’far, Sharh Mushkil al-Athar, Vol.15, 233-234
[29] Muslim bin Hajjaj, as-Sahih, Hadith 1976 (854-17)
[30] as-Sajistani, Abu Dawud, as-Sunan, Hadith 1047 Classified as sahih by al-Albani
[31] Ahmad bin Hanbal, al-Musnad, Hadith 22457 Authenticated by Shu’ayb al-Arna‘ut
[32] Я говорю о завершении творения, поскольку некоторые предания о творении Адама говорят, что дух был вдохнут в Адама в пятницу, что ясно говорит о завершении творения (см. Коран, 15:28-29). аль-Айни, комментируя хадис о достоинствах пятницы, упомянул хадис от Абу Хурайры, сказавшего:
“Слова «Адам был сотворен в этот день» означают, что дух был вдохнут в него [в этот день]». аль-Азизи сказал: «Дух был вдохнут в Адама в пятницу» (Sharh Sunan Abu Dawud, Vol.4, 362)
Использование слова «халяк» не мешает данному толкованию, поскольку оно используется для разных стадий творения человека. См, например, Коран 4:1, 23:12-14 и 39:6
[33] Ar-Razi, Fakhr ad-Deen, Mafatih al-Ghayb, Vol.8, 319, also see Vol.2, 438; Vol.6, 516; Vol.8, 206, 218, 238 et al.
[34] al-Jazri, Ibn al-Athir, Jami‘ al-Usul fi Ahadith ar-Rasul, Vol.4, 25
[34-a] Wali Ullah, Shah, Hujjat Allah al-Baligha- The Conclusive Argument from God, Translated by Marcia K. Hermansen, 256
[35] as-Suhayli, Abu al-Qasim, Rawd al-Unuf, Vol.4, 57
[36] As-Sa’ati, Ahmad Abdur-Rahman, al-Fath ar-Rabbani ma‘ Bulugh al-Amani, Vol.3, 3620
[37] al-Tabari, Abu Ja’far, Tarikh ar-Rusul wal Muluk, Vol.1, 22, Translated in Rosenthal, Franz, The History of al-Tabari, Volume 1- General Introduction and from the Creation to the Flood, 187-188
[38] Adh-Dhahabi, Shams ad-Deen (annotator), al-Mustadrak lil-Hakim, Hadith 3997
[39] al-Mubarakpuri, Ridaullah (ed.), al-Azmah li-Abi ash-Shaykh, Vol.4, 1362-163
[40] al-Barzinji and Hallaq, Da’if Tarikh at-Tabari, Vol.1, 9 No.12
[41] as-Suhayli, Abu al-Qasim, Rawd al-Unuf, Vol.4, 60
[42] Ibn al-Jawzi, Zad al-Maysar, Vol.2, 127; and al-Andalusi, Abu Hayyan, al-Bahr al-Muhit, Vol.5, 64
[43] Коран, 41:9

About «ANTI-SHUBOHAT»

«ANTI-SHUBOHAT»

0 коммент.:

Отправить комментарий