Был ли это событие геноцидом по отношению к Бану Курайза, все точки над (i)

Был ли это событие геноцидом по отношению к Бану Курайза, все точки над (i)



Во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня!



Наверное, многие люди услышали из уст критиков Ислама обвинение Пророка (ﷺ) в том, что он «несправедливо» устроил геноцид целому иудейскому племени Бану Курайза. Однако это ложное обвинение, и вы скоро в этом убедитесь.




1) Договор пророка Мухаммада (ﷺ) с иудеями.
2) Предательство Бану Курайза мусульман в критический момент.
3) Суд Бану Курайза и казнь.


Когда пророк Мухаммад, (ﷺ), переселился в Медину, он старался объединить всех, и установил для всех устав - "Сахифат Медина" (также называется "Мединской Конституцией", «Мединским Уставом»).


Мединская Конституция - Пункты соглашения с иудеями.


1) Иудеи несут расходы вместе с верующими, пока последние воюют.
2) Иудеи Бану Ауф являются общиной вместе с верующими.
У иудеев — своя религия, у мусульман — своя религия, свои клиенты, и они самостоятельны. Совершивший проступок и грех наносит вред только себе и членам своей семьи.
3) Иудеям Бану ан-Наджар то же, что и иудеям Бану Ауф.
4) Иудеям Бану аль-Харис то же, что и иудеям Бану Ауф.
5) Иудеям Бану Сайда то же, что и иудеям Бану Ауф.
6) Иудеям Бану Джушам то же, что и иудеям Бану Ауф.
7) Иудеям Бану аль-Аус то же, что и иудеям Бану Ауф.
8) Иудеям Бану Саалаба то же, что и иудеям Бану Ауф, за исключением тех, кто совершил несправедливый поступок или грех — он губит только себя и членов своей семьи.
9) Джафна — один из кланов племени Саалаба и пользуется теми же правами.
10) Бану аш-Шутайба пользуется теми же правами, что и иудеи Бану Ауф. Набожность предохраняет от греха.
11) Подопечные племени Саалаба пользуются теми же правами.
12) Близкие к иудеям люди пользуются теми же правами, что и они.
13) Никто не может уехать из них без разрешения Мухаммада.
Не задерживается какой-либо род из-за греха одного человека.
Кто совершил зло, то он совершил это против себя и своей семьи, кроме тех, кто подвергался сам несправедливости. Аллах предпочитает то, что ведет к лучшему для всех.
14) Иудеи несут свои расходы, а мусульмане — свои. Они все вместе выступают против тех, кто выступает против этого документа. Они обязаны помогать друг другу советом и делом, проявить добро, а не зло по отношению друг к другу. Человек не несет ответственности за грех своего союзника. Помощь оказывает обиженному.
15) Иудеи несут расходы вместе с верующими, пока верующие воюют.
16) Центр города Йасриба — запретная зона для тех, кто упоминается в этом документе.
17) Тот, кто дает покровительство, защищает своего подопечного так же, как себя самого.
18) Нельзя распространять покровительство опекуна на других людей без ведома самого опекуна.
19) То, что было до этого между участниками этого договора — ссоры, обиды, которые могут нанести вред в настоящем, — все это будет отнесено на суд Всевышнего Аллаха и Посланника Аллаха Мухаммада. Аллах — за самое благочестивое и набожное, что содержится в этом документе.
20) Покровительства не будет ни именем Курайш, ни тем, кто им помогал.
21) Участники этого документа должны помогать друг другу против тех, кто нападал на город Йасриб.
22) Если же их призовут к миру, то все они могут его принять. Если же еще кто-нибудь призовет верующих к миру, то верующие заключают с ним мир, кроме тех, кто выступает против религии. Каждая группа несет ответственность за свою договоренность с кем-либо.
23) Иудеи из племени Аус сами и их подопечные пользуются правами, которые даны в этом документе его участникам, — они встречают с их стороны самое доброе и лучшее отношение. Набожность удерживает от греха. Кто совершает зло, то он вредит только себе. Аллах — за самое верное и доброе, что содержится в этом документе.
24) Этот документ не защищает обидчика и грешника. Кто уезжает из Медины, тот — в безопасности, кроме тех, кто совершил зло и грех. Аллах покровительствует тем, кто совершает добро, проявляет набожность, также и Мухаммад — Посланник Аллаха».[1]


Этот документ также называют - Сахифат аль-Мадина, Мишак аль-Мадина, Дастур ал-Мадина («Мединская Конституция», «Мединский Устав»). Впоследствии, с целью расширения зоны безопасности и мира, Пророк,(ﷺ), стал заключать подобные договоры и с другими племенами с учетом реально складывавшихся условий.


В Йасрибе обитало три известных иудейских племени:


1. Племя Бану Кайнука, поддерживавшее союзнические отношения с хазраджитами. Дома этого племени находились в пределах Медины.
2. Племя Бану ан-Надир.
3. Племя Бану Курайза.
Два последних племени являлись союзниками ауситов, а дома их находились в предместьях города.
Эти три племени издавна и разжигали военные конфликты между племенами Аус и Хазрадж, и участвовали в битве при Бу‘асе, каждое на стороне своих союзников. [2]

Так он пошел к другим племенам, предлагая им мирное соглашение о ненападении. Но тогда неверующие курайшиты поставили ультиматум иудеям, что если они не развяжут войну против Пророка,(ﷺ) то они все объединятся и придут к ним и перебьют всех их мужчин, а женщин сделают наложницами. После этого они начали вражду против Пророка (ﷺ). Когда Пророк (ﷺ) узнал об этом, то пошел в поход к Бану Надир, затем на Бану Курайза.

Так сообщается об этом в хадисе от Абдуррахмана ибн Кяба ибн Малика, передавший от одного из сподвижников Пророка,(ﷺ):
«И уже после событий при Бадре неверная часть племени Курайш направляет подобный ультиматум иудеям: «Вы, истинно, люди крепостей и цитаделей. Либо вы вступите в войну с нашим спутником, либо мы сделаем то-то и то-то... И ничто не станет преградой между нами и вашими жёнами-служанками, кроме (их) ножных бубенцов…

…следующий день Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправился к ним с отрядами и, осадивих, сказал: «Вам от меня не будет мира, пока вы не дадите мне завет (о верности и преданности)». Но те отказались дать ему завет, и он сразился с ними в тот же день. На следующий день он с отрядами двинулся на (иудейское) племя Курайза, оставив (иудейское) племя Надир, и призвал их дать ему завет. Они дали ему завет и тогда он отошёл от них. На следующий день он пошёл с отрядами на племя Надир и бился с ними, пока те не сдались на условии полного самовыселения. Так племя Надир было обязано уйти.» [3]

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:«(Племена) ан-Надир и Курайза сражались (с пророком, ﷺ), который выселил (племя) бану ан-Надир, а (людям из племени) Курайза позволил остаться (в Медине), оказав им милость…» [4]

Так был установлен мирный договор с племенем Бану Курайза, и они приняли выше приведенный Мединский Устав.


Предательство Бану Курайза мусульман в критический момент



Медина была окружена лавовыми полями, горами и пальмовыми рощами с востока, запада и юга, и посланник Аллаха, мир ему и благословение, как искусный военачальник понимавший, что такая большая армия может наступать на Медину только с севера, велел рыть ров на северном направлении. В течение нескольких дней мусульмане продолжали рыть этот ров в светлое время суток и возвращались домой вечером, пока он не достиг намеченной протяженности, и они успели закончить работу, прежде чем 10000 войско идолопоклонников подошло к Медине.
Вскоре подошло 4000 войско курайшитов, которое остановилось у места под названием аль-Асйаль между аль-Джурфом и Зу‘абой, а потом подоспела и 6000 армия Гатафан и их союзников из Неджда, остановившаяся у вади, расположенного рядом с горой Накама близ Ухуда.
Аллах Всевышний сказал: “Когда верующие увидели союзные племена, они сказали: “Это – то, что обещали нам Аллах и посланник Его, и правду говорили Аллах и посланник Его”, и это только увеличило их веру и повиновение” (“Сонмы”, 22).
Когда же лицемеры и малодушные увидели это войско, сердца их затрепетали от страха, о чем Аллах Всевышний сказал: “(Вспомните, как) лицемеры и те, в сердцах которых болезнь, говорили: “Обещанное нам Аллахом и посланником Его (оказалось) только обманом!” (“Сонмы”, 12).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, во главе 3000 мусульман вышел из города и занял позиции таким образом, что сзади их прикрывала гора Саль‘, а перед ними был ров, отделявший их от неверных. Девизом же мусульман были слова: “Ха мим, никто не поможет им!” За старшего в Медине посланник Аллаха, (ﷺ), оставил Ибн Умм Мактума, да будет доволен им Аллах, а женщинам и детям велел спрятаться в укреплениях города. [5]  



 Хуяй ибн Ахтаб ан-Надари пришел к Каабу ибн Асаду аль-Курази, который заключил договор и дал обязательство от имени Бану Курайза Пророку в том, что с их стороны не будут предприняты враждебные действия. Когда Кааб услышал Хуяй ибн Ахтаба, то закрыл перед ним дверь своего замка. Тот попросил разрешения войти. Но Кааб ему не открыл дверь. Тогда Хуяй крикнул: «Горе тебе, о Кааб! Открой мне!» Кааб ответил: «Горе тебе, о Хуяй! Ты — человек злополучный. Я дал обязательство Мухаммаду и не нарушу заключенного между нами договора. Кроме верности данному слову и честности, я ничего другого с его стороны не видел»Хуяй крикнул: «Горе тебе! Открой мне, я хочу поговорить с тобой!» Кааб отвечал: «Я этого не сделаю!» Хуяй сказал: «Ей-богу, ты закрыл дверь своего замка передо мной, ибо ты боишься, что я съем вместе с тобой твою кашу из муки грубого помола». Он рассердил Кааба так, что тот открыл ему дверь. Хуяй сказал: «Горе тебе, о Кааб! Я пришел к тебе с хорошей вестью с морем полноводным. Я привел к тебе курайшитов — с их вождями и правителями. Я их расположил в том месте, где сходятся ручьи в Думе. Я привел к тебе племя Гатафан, с вождями и правителями, расположил их на возвышенности Нукма возле горы Ухуд. Они договорились со мной и обязались не уходить до тех пор, пока мы не уничтожим Мухаммада и тех, кто с ним».
Кааб ему ответил: «Ты пришел ко мне, ей-богу, с дурной вестью и с пустыми облаками, уже излившими свои воды, которые сверкают и гремят, но в них ничего нет. Горе тебе, о Хуяй! Оставьте меня, я против него не пойду. Я от Мухаммада, кроме честности и верности данному слову, ничего не видел»Хуяй продолжал уламывать Кааба и добился его согласия с тем условием, что Хуяй дает слово и обязательство: если курайшиты и племя Гатафан вернутся, не убив Мухаммада, он войдет вместе с Каабом в его крепость и разделит вместе с ним его судьбу. И нарушил Кааб ибн Асад свое обязательство, отказавшись от заключенного между ними и Пророком договора. [6]


Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури пишет:

«Как уже упоминалось, племя Бану Курайза заключило договор с Посланником Аллаха , однако во время противостояния с многобожниками вождь Бану Надир Хуяй бин Ахтаб явился к вождю Бану Курайза — Ка’бу бин Асаду — и склонил его к измене и разрыву вышеупомянутого договора, после чего Ка’б переметнулся на сторону курейшитов.

Воины Бану Курайза стояли на южных подступах к Медине, а мусульмане находились к северу от города, и вследствие этого предательства их женщины и дети подверглись большой опасности, так как защитить их было некому. Узнав об этом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал на защиту семей мусульман Масламу бин Аслама с двумястами воинами, а также Зейда бин Харису, выделив ему триста человек. Кроме того, он поручил заняться разведкой, Са’ду бин ‘Убаде и нескольким другим ансарам. Они выяснили, что иудеи действительно совершили самое худшее в подобных обстоятельствах, и стали открыто проявлять свою враждебность, оскорбляя Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и говоря: «Кто такой Посланник Аллаха? Ни о чём мы с Мухаммадом не договаривались!». Выяснив это, разведчики вернулись обратно, и сказали Посланнику Аллаха: «’Удаль и кара!» — что означало: Бану Курайза предали нас подобно тому, как сделали это племена ‘удаль и кара с нашими людьми в ар-Раджи’.
Однако, несмотря на их попытки сохранить все в тайне, люди догадались об истинном положении дел и поняли, что им грозит большая опасность. Мусульмане оказались в критическом положении, так как ничто не прикрывало их от возможного удара Бану Курайза сзади, перед ними находилась огромная армия, связывавшая их по рукам и ногам, а их женщины и дети были беззащитны и оставались поблизости от этих вероломных людей. И об их положении Аллах Всевышний сказал так:
“(Вспомните, как они) напали на вас сверху и снизу, и тогда забегали глаза (от страха), и сердца подскочили к глоткам и стали вы думать об Аллахе (разное).  Там подверглись испытанию верующие и испытали они сильное потрясение” (“Сонмы”, 10–11). [7]

Передается хадис, рассказанный аз-Зубайром: «Посланник Аллаха, (ﷺ), спросил: «Кто отправится к Бану Курайза и принесёт мне сведения о них?» - и я отправился (туда), а когда я вернулся, Пророк,(ﷺ) (помянул) ради меня своих родителей, воскликнув: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя» [8]


И иудеи из племени Бану Курайза действительно приняли участие в военных действиях

Сафийа бинт Абд аль-Мутталиб, да будет доволен ею Аллах, находилась в верхней части укрепления Хассана бин Сабита, где вместе с Хассаном были также и другие женщины с детьми. Сафийа сказала: «Вдруг появился какой-то иудей, который принялся ходить вокруг этого укрепления. К тому времени Бану Курайза, нарушившие договор с посланником Аллаха, (ﷺ), тоже вступили в сражение, и некому было защитить нас от них. Посланник Аллаха, (ﷺ), и другие мусульмане держали оборону и не могли послать нам на помощь никого, если бы кто-нибудь напал на нас. И я сказала: “О Хассан, ты видишь, что этот иудей кружит около укрепления, и я боюсь, что он может указать на наши слабые места тем иудеям, которые находятся позади нас, а посланник Аллаха,(ﷺ) и его товарищи не могут прийти к нам сейчас, ибо они заняты обороной, так спустись же вниз и убей его!” На это Хассан сказал: “Клянусь Аллахом, ты же знаешь, что я не могу сделать этого!” – и тогда я потуже завязала пояс, взяла деревянную подпорку, спустилась к нему из этого укрепления и забила его этой подпоркой до смерти, а потом вернулась обратно в укрепление и сказала: “О Хассан, спустись и возьми его вещи!” – мне же помешало сделать это лишь то, что он был мужчиной. Однако Хассан сказал: “Нет мне нужды в этом”.»  [9]


Тогда один человек из Бану Гатафан по имени Ну‘айм бин Мас‘уд бин Амр, да будет доволен им Аллах, явился к посланнику Аллаха, (ﷺ), и сказал: “О посланник Аллаха, поистине, я принял ислам, но мои соплеменники об этом не знают, приказывай же мне, что пожелаешь!” – и тогда посланник Аллаха, (ﷺ), сказал: “Ты один, так делай же, что можешь, ведь, поистине, война – это обман”. После этого Ну‘айм, да будет доволен им Аллах, сразу же отправился к Бану Курайза, с которыми он дружил во времена джахилийи, и сказал их предводителям: “Вы знаете, как я люблю вас и какие отношения между нами существуют”. Они сказали: “Ты говоришь правду”.
 Тогда он сказал: “Положение курайшитов отличается от вашего положения, ибо это – ваш город, в котором находится ваше имущество, жены и дети, и вы никуда не можете отсюда уйти, тогда как курайшиты и Бану Гатафан явились сюда, чтобы воевать с Мухаммадом и его товарищами, а вы помогаете им. А ведь их селения, имущество и жены находятся в других местах, и если им представится удобный случай, они используют его, в противном же случае они вернутся к себе и оставят вас наедине с Мухаммадом, который отомстит вам”. Они спросили: “Так что же нам делать, о Ну‘айм?” – на что он сказал: “Не сражайтесь вместе с ними, пока они не дадут вам своих заложников”, – и они сказали: “Ты подсказал правильное решение!”
После этого Ну‘айм, да будет доволен им Аллах, сразу же отправился к курайшитам и сказал им: “Вы знаете, как я люблю вас и как хорошо отношусь к вам”. Они сказали: “Да”. Тогда он сказал: “Иудеи жалеют о том, что нарушили договор с Мухаммадом и его товарищами, и они написали ему, что возьмут у вас заложников и передадут их ему, после чего станут помогать ему в борьбе против вас, а поэтому если они станут требовать у вас заложников, никого не давайте им!”
А затем Ну‘айм, да будет доволен им Аллах, пришел к Бану Гатафан и сказал им нечто подобное. В одну из субботних ночей месяца шавваль пятого года хиджры курайшиты и Бану Гатафан прислали к иудеям гонцов, чтобы сказать им следующее: “Мы находимся не на своей земле, наши животные гибнут, а люди испытывают страдания, поднимайтесь же с нами на бой против Мухаммада!” Однако иудеи ответили им: “Сегодня суббота, а вы знаете, что постигло тех живших до нас, кто нарушал субботу. Кроме того, мы не станем сражаться с вами, пока вы не пришлете к нам заложников”. И когда гонцы вернулись к предводителям курайшитов и Бану Гатафан с таким ответом, они сказали: “Клянемся Аллахом, ты сказал о них правду, о Ну‘айм”, после чего снова направили к иудеям гонцов,
чтобы сказать: “Клянемся Аллахом, мы никого не пришлем к вам! Выходите с нами на бой против Мухаммада!” – и тогда предводители Бану Курайза стали говорить друг другу: “Клянемся Аллахом, Ну‘айм сказал вам правду!” После этого решимость обеих сторон ослабла и в рядах их произошел раскол. [10]
Между тем мусульмане взывали к Аллаху Всевышнему с мольбами, говоря: “О Аллах, укрепи нас в том, в чем мы слабы, и избавь нас от страха!” – а Посланник Аллаха, мир ему и благословение, обратился к Аллаху с мольбой о помощи против союзных племен и сказал: “О Аллах, ниспосылающий Писание и скорый в расчете, разбей эти племена! О Аллах, разбей и потряси их!” [11]

После этого пророк (ﷺ) отправил на разведку Хузайфу

Он сказал: «О Хузайфа! Отправляйся к курайшитам, проникни к ним и посмотри, что они делают, и ничего не устраивай, пока не придешь ко мне». Я отправился, вошел в их лагерь. Ветер и воины Аллаха творили с ними ужасное: срывались с места котлы, гасли костры, падали палатки. Абу Суфьян встал и сказал: «О курайшиты! Пусть посмотрит каждый, кто с ним сидит рядом». Хузайфа рассказывает: «Я схватил за руку человека, находившегося рядом со мной, и спросил: «Ты кто?» Он ответил: «Такой-то, сын такого-то». Потом Абу Суфьян сказал: «О курайшиты! У вас нет постоянного жилья. Верблюды и лошади гибнут. Бану Курайза нарушил данное нам слово. Они поступили с нами дурно. Как видите, мы встретились с сильным ветром. Не могут устоять ни котлы, ни костры, ни наши палатки. Уходите! Я уезжаю». Потом он подошел к своему верблюду, а верблюд был связан, сел на него и ударил. Верблюд вскочил на три ноги. Ей-богу, он освободил верблюда от пут, уже стоящего. Если бы не приказ Пророка ничего не устраивать, пока не приду к нему, то я убил бы его стрелой».
Хузайфа рассказывал: «Я вернулся к Посланнику Аллаха, а он стоял и молился, укрытый плащом. Увидев меня, притянул к себе, так что я оказался перед ним, накинул на меня край плаща, потом вернулся к намазу и совершил поклон. А я стоял под плащом. Когда Пророк вознес приветствия Аллаху, я сообщил ему новость.Гатафаниты услышали, как поступили курайшиты, и поспешили к себе домой.[12]


Суд над Бану Курайза и казнь.



После снятия осады союзных племён с Медины в 627 году, продолжавшейся несколько недель и получившей название "битвы у рва".  Пророк отправился к племени Бану Курайза в месяц Зу-л-Ка'да, 5 г. х.

Причиной этой экспедиции явилось предательство племени Бану Курайза, которое нарушило соглашение с мусульманами во время осады объединенных сил врагов.


Когда Пророк, (ﷺ), вернулся из битвы у Рва и отложил свое оружие и принялся за большое омовение, пришел Джибрииль и сказал ему отправиться к Бану Курайза для того, чтобы наказать их за их преступление.

В обоих «Сахихах» и других сводах сообщается: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся после битвы у рва, сложил свое оружие и искупался, к нему пришел Джибрил, стряхивая пыль со своей головы. Он сказал: “Ты уже сложил оружие? Клянусь Аллахом, мы еще не сложили его. Выступи против них”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Против кого?” Джибрил показал в сторону Бану Курейза» [13]

Комментарий: это показывает нам, что Пророк,(ﷺ), возможно и не хотел нападать на Бану Курайза. Выступить в поход ему приказал Джибриль, мир ему – Посланец от Всевышнего Господа.


В походе против Бану Курайза Посланник Аллаха вручил свое знамя Али ибн Абу Талибу. Люди пошли за ним. Когда Али ибн Абу Талиб приблизился к замкам, услышал оттуда грязные ругательства в адрес Посланника Аллаха. Он вернулся и, встретив Посланника Аллаха в пути, сказал: «О Посланник Аллаха! Ты не приближайся к этим нечестивцам!» Пророк сказал: «Я думаю, что ты услышишь их брань в мой адрес». Али ответил: «Да, о Посланник Аллаха». Пророк сказал: «Когда увидят меня, ничего такого не скажут». Подойдя к замкам, Пророк крикнул: «О братья обезьян! Посрамил вас Аллах и послал на вас свою месть?» Они ответили: «О Абу аль-Касим! Ты ведь не был таким грубым!» [14]   
Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов.  [15]
Он велел взять под стражу мужчин, и руки их заковали в цепи под наблюдением Мухаммада бин Саламы аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, а женщин и детей от них отделили. 
Ауситы обратились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: “О Посланник Аллаха, ты сам знаешь, как ты поступил с людьми из племени Бану Кайнука, которые были союзниками наших братьев-хазраджитов, а эти люди являются нашими покровителями, так окажи им благодеяние”. На это пророк, (ﷺ)т, сказал: “Согласитесь ли вы, чтобы судьбу их решил один из вас?” Они сказали: “Да”. Тогда пророк, (ﷺ), сказал: “Так пусть решает Са‘д бин Му‘аз”, и люди сказали: “Мы согласны”. [15.1] 

Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день Битвы у рва Са'д [ибн Му'аз] был [тяжело] ранен одним курайшитом, которого звали Ибн аль-'Арика. Он выпустил стрелу [из лука и попал Са'ду] в артерию на предплечье, а Посланник Аллаха поставил для [Са'да] палатку в мечети, [чтобы] навещать его, [не теряя времени на дорогу]. Вернувшись [в Медину после Битвы у] рва, Посланник Аллаха снял оружие и совершил полное омовение, [после чего] к нему явился Джибриль, отряхивавший голову от пыли, и сказал: "Так ты уже снял 
оружие?  Мы же, клянусь Аллахом, его не снимали! Выступай [в поход] на них". Посланник Аллаха   спросил: "Куда?" — и [Джибриль] указал на [укрепления племени] Бану Курайза.  [После этого] посланник Аллаха [начал] вести против них боевые действия, и [через некоторое время] они согласились [подчиниться] решению Посланника Аллаха, (ﷺ), [поручившему] решить [их судьбу] Са'ду…» [16] 
Когда его рана кровоточила, глядя на это, он сказал: «О Аллах! Не позволяй моей душе покинуть [этот мир] до тех пор, пока мои глаза не успокоятся [лицезрением] уничтожения Бану Курайза» [17]


Са’д Ибн Муаз был вождем племени аус, одного из двух племён, которое составляли собой ансары, которые были союзниками Бану Курайза.
Окружив его, ауситы стали говорить: “О Са‘д, окажи благодеяние твоим покровителям и прояви доброту по отношению к ним, ибо Посланник Аллаха, (ﷺ), предоставил возможность решать тебе, чтобы ты сделал им добро!” – что же касается Са‘да, да будет доволен им Аллах, то он молчал и ничего не говорил им в ответ, а когда они стали настаивать, он сказал: “Для Са‘да настало время доказать, что, когда речь идет об Аллахе, он не боится порицания порицающего!” – и, услышав это, часть их вернулась в Медину, сообщив людям, что иудеям не избежать смерти.[18] 

Люди из племени Бану Курайза согласились, чтобы судьбу их решил Са‘д бин Му‘аз, после чего пророк, (ﷺ), послал за Са‘дом, который приехал верхом на осле. Когда он подъехал к мечети, (пророк,  ﷺ) велел ансарам: “Встаньте (и подойдите) к своему вождю (или: к лучшему из вас)”. А потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал (Са‘ду, да будет доволен им Аллах): “Эти (люди) согласились принять твоё решение”. (Са‘д, да будет доволен им Аллах,) сказал: “Тебе (следует) казнить их бойцов и пленить их женщин и детей!” (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Ты принял решение, соответствующее решению Аллаха! (или: соответствующее решению Царя!)”»  [19]

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: "Все три (иудейских племени) объявили ему войну. Он отпустил Бану Кайнукаа, изгнал Бану ан-Надир, и казнил Бану Курайза и взял их женщин и детей в плен. Сура аль-Хашр была ниспослана относительно Бану ан-Надир, и сура аль-Азхаб была ниспослана относительно Бану Курайза. [20] 

Всевышний сказал о них в Коране: 

«Он вывел из крепостей тех людей Писания, которые помогали им (союзникам), и вселил в их сердца страх. Одну часть их вы убили, а другую взяли в плен. 

Он дал вам в наследство их землю, их дома, их имущество и землю, на которую вы даже не ступали. Аллах способен на всякую вещь.»  Коран 33: 26-27 


Толкование ас-Саади:
Речь идет об иудеях, которые помогали многобожникам в борьбе с посланником Аллаха и его сподвижниками. Аллах изгнал их из крепостей и отдал их в руки мусульман. Они даже не оказали сопротивления мусульманам, потому что Господь вселил в их сердца страх. Смиренные и униженные, иудеи покорились посланнику Аллаха, но за их коварство и предательство мусульмане казнили всех мужчин и пленили только женщин и детей. Все это досталось мусульманам в качестве военной добычи, а среди покоренных земель были земли, на которые ранее не ступала их нога, потому что иудеи очень гордились своими землями и никого не пускали ступать на них. Всевышний даровал правоверным владения и богатство иудеев и позволил мусульманам казнить одних и миловать других. Аллах властен над всем сущим. Его могущество не знает границ, и благодаря этому Он вершит судьбу Своих рабов так, как пожелает.
В этой суре Всевышний Аллах сообщил о судьбе иудейского племени Курейза, которое проживало в поселении, находящемся неподалеку от Медины. Когда посланник Аллаха переселился из Мекки в Медину, он предложил иудеям заключить с ним мирный договор. Иудеи отказались принять ислам, но заключили с посланником Аллаха мирный договор, согласно которому они продолжали исповедовать иудаизм, но обязались не воевать против мусульман.
Когда разгорелось сражению у рва, иудеи решили, что огромные полчища союзников непременно уничтожат посланника Аллаха и мусульман. Их предположения подтверждались лживыми заверениями старейшин некоторых племен.
В результате они решили разорвать мирный договор с посланником Аллаха и перешли на сторону язычников.
Как мы уже отметили, Аллах оставил язычников без Своей поддержки и обратил их бегство. Тогда посланник Аллаха принял решение сразиться с иудеями из племени Курейза. Мусульмане осадили их крепости, а когда иудеи сдались
в плен, славный сподвижник Пророка, мир ему и благословение, Саад б. Муаз предложил казнить всех мужчин, которые сражались на стороне язычников и пленить всех женщин и детей. Мусульмане так и поступили. Это было одной из величайших милостей Аллаха по отношению к правоверным. Они воочию убедились в том, как Аллах ото мстил изменникам, которые бросили в беде Его верующих рабов. Они казнили часть пленных и миловали остальных, и Всевышний Аллах ни на мгновение не оставил их без своей опеки и поддержки.

В разных источниках количество убитых разнится от 600 до 900 человек
Например, Ибн Исхак передал от Асима ибн Умара ибн Катада, от Абдурахмана ибн Умра ибн Сада ибн Магази, от Алкамы ибн Вакаса аль-Лаяши, сказавшего: «Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и отрубили им головы в этих рвах. Людей приводили к рвам группами. Среди них были враг Аллаха Хавай ибн Ахтаб, Кааб ибн Асад, глава племени — всего шестьсот или семьсот человек. Говорят также, что их было от восьмисот до девятисот человек. [21] 
Тоже самое привел имам Табари в своем «Тафсире» на суре «аль-Ахзаб», со ссылкой на ибн Исхака.  [22] 
Между тем, в сводах достоверных хадисов Бухари и Муслима не приводится данных о количестве плененных и казненных иудеев. В одном из хадисов в отношении них употребляется слово «воины», в другом – «мужи». Имам Ахмад, ат-Тирмизм и ан-Насаи приводят хадис от Джабира ибн Абдуллы, в котором он сообщает, что число убитых составляло 400 человек. 
Передал Джабир: "В День аль-Ахзаб (Битвы у Рва), Саад ибн Муаз был поражен стрелой так, что верхняя или нижняя вена его предплечья была разорвана. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, пытался остановить ее (кровь) прижиганием, но его рука кровоточила обильно, так что он оставил это. Он попытался снова, но это вызвало обильное кровотечение. Тогда, видя это, он сказал: "О Аллах! Не позволяй моей душе покинуть мое тело, пока мои глаза не успокоятся [лицезрением] уничтожения Бану Курайза". Он зажал свою вену и ни одна капля крови не вышла до тех пор, пока они не сдались на суд Саада ибн Муаза. Он (Пророк, мир ему и благословение) отправил их к нему (Сааду), который постановил, что их мужчины должны быть убиты, их женщины должны быть разделены, и мусульмане могут разделить их между собой. Посланник Аллаха сказал: "Ты судил согласно суду Аллаха для них". И их было 400 человек. Когда он закончил казнь для них, его вена открылась и он умер. [23]

То есть достоверно известно, что число казненных было 400, а не 600 или 900.

Те, кто ссылаются на ибн Исхака в этом, должны знать, что Ибн Исхак - историк, а не мухаддис (хадисовед), он приводил то, что слышал от всех. Кроме того, Ибн Хишам сказал: «Рассказал мне Абу Убайда со слов Абу Амра аль-Мадани, который рассказывал: «Когда Пророк победил Бану Курайзу, он взял из них около четырехсот мужчин-евреев. Они были союзниками ауситов против хазраджитов. Пророк приказал отрубить им головы. [24]

Очевидно, ибн Исхак имел ввиду, что общее число людей из племени Бану Курайза на тот день было - от 600 до 900 человек, а не имел ввиду число казненных. Общее число казненных было 400 человек. При этом он говорит: «Говорят также, что их было от восьмисот до девятисот человек», то есть он конкретно не пишет, от кого он взял это предание. Аллаху ведомо лучше.

Ибн Шихаб сказал: «Когда Посланник Аллаха взял Бану Курайзу, то отдал суд над ними Сааду, и тот сказал, что их мужчины должны быть убиты, их потомки и имущество должны быть разделены, и тот день было убито 40 человек» [25].Остальные были казнены позже.

И самое удивительное в том, что Тора иудеев приказывает поступать именно таким образом с побежденным врагом: 

«Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, и когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой…» [26] 

Это также соответствовало закону иудеев, как мы видим.

В другом месте Библия повелевает:

«Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта;
теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.  И собрал Саул народ и насчитал их в Телаиме двести тысяч Израильтян пеших и десять тысяч из колена Иудина.  И дошел Саул до города Амаликова, и сделал засаду в долине.
И сказал Саул Кинеянам: пойдите, отделитесь, выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам, когда они шли из Египта. И отделились Кинеяне из среды Амалика.
 И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом; и Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом. Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили». [27] 

За то, что амаликитяне препятствовали израильтянам, Господь, согласно Библии, в отмщение им велел всех убить, даже женщин, детей и животных. Мусульмане отомстили иудеям за предательство, казнив только боеспособных мужчин. Неужели после этого кто-то еще осмеливается обвинить пророка Мухаммада в «несправедливой резне и геноциде Бану Курайза»?! 

Казнили только совершеннолетних мужчин.

Атия Аль-Курази рассказывал: «В тот день, когда Саад вынес решение по бану Курайза, я был маленьким мальчиком, и они не были уверены касательно меня, но когда они не нашли никаких лобковых волос, тогда они оставили меня жить, и вот я среди вас». [28] 
Касир бин ас-Саиб сказал: "Сыны Курайзы рассказали мне, что они были представлены Посланнику Аллаха в День Курайзы, и всякий (среди них), кто достиг зрелости, был убит, и всякий, кто не достиг зрелости, был оставлен в живых. [29]. 

Непричастных к предательству Пророк, мир ему и благословение, отпустил, как и некоторых других людей


Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Племена) ан-Надир и Курайза сражались (с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует), который выселил (племя) бану ан-Надир, а (людям из племени) Курайза позволил остаться (в Медине), оказав им милость, (и они жили там), пока (снова) не выступили (против Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) с оружием в руках. Тогда он (велел) истребить их мужчин и разделил их женщин, детей и имущество между мусульманами. (Так) было со всеми, кроме тех из них, которые пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, гарантировавшему им безопасность, после чего они приняли ислам. И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) выселил из Медины всех иудеев (, а именно: племя) Бану Кайнука, (племя) ‘Абдуллаха бин Саляма, иудеев (племени) Бану Хариса и всех остальных иудеев Медины» [30] 

В тот день из замка мимо охраны Пророка, мир ему и благословение, возглавляемой Мухаммадом ибн Масламой, выходил Амр ибн Суада аль-Курайзи. Увидев его, ибн Маслама спросил: «Кто это?» Тот ответил: «Я — Амр ибн Суада». Амр отказался участвовать в вероломстве Бану Курайза против Пророка, говоря: «Я не изменю Мухаммаду никогда!» Когда Мухаммад ибн Маслама узнал его, он сказал: «О Боже, прости ошибки благородных!» Потом пропустил его, и Амр ушел своей дорогой. Он ночевал в ту ночь в мечети Пророка в Медине, потом ушел, и неизвестно, в какое место на земле он отправился. О нем рассказали Пророку, мир ему и благословение. Он сказал:«Этого человека Аллах спас из-за его верности».
Сальма бинт Кайс, которая была одной из теток Пророка со стороны матери, молилась вместе с ним лицом к Иерусалиму и Мекке, т. е. двум киблам, дала ему клятву женщин, попросила Пророка отдать Рифаа ибн Самвала аль-Курайзи ей. Это был человек взрослый, и он попросил у нее помощи, поскольку был знаком с ними раньше. Она сказала: «О Пророк Аллаха! Отдай мне Рифаа! Он говорил, что будет молиться и есть верблюжье мясо». Пророк отдал его ей. Она сохранила ему жизнь. [31] 

Также Сабит ибн Кайс пришел к Посланнику Аллаха просил отдать ему аз-Зубайра ибн База аль-Курайзи и его семью и имущество, Пророк, мир ему и благословение, так и сделал. [32] 

Есть много преданий о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прощал каждого иудея, который был верен договору, и не наказывал никого из них, кроме тех, кто участвовал в предательстве, поддержал его или был доволен им. [33]

Таким образом, мы видим, что причиной для казни являлось не столько причастность к племени Бану Курайза, сколько степень вины, участие или возможное участие в войне. Те, кто соблюдал договор, или попросил защиты у мусульман – те были оставлены и прощены. 

Причиной казни Бану Курайза послужило их предательство. Когда Пророк, мир ему и благословение, переселился в Медину он основал единое государство, и создал единый устав для всех, а сам правил этим государством. Иудейские племена часто обращались к Пророку, мир ему и благословение, как к правителю - за судом и решением их проблем.

Передается от Ибн Аббаса, сказавшего: «Было два (иудейских) племени — Курайза и Ан-Надир. Ан-Надир было знатнее Курайзы. Поэтому, когда мужчина из Курайзы убивал мужчину из ан-Надира, его за это убивали. Но если убийство человека из Курайзы совершал мужчина из ан-Надира, за его жизнь выплачивался откуп в сто васаков вяленых фиников. А когда был воздвигнут Пророк, мир ему и благословение Аллаха, мужчина из ан-Надира убил мужчину из Курайзы и (представители последнего племени) потребовали: «Выдайте его нам! Мы убьём этого (убийцу)!» Но (надириты) ответили: «Наш спор разрешит Пророк, мир ему и благословение Аллаха!» И вот все явились 
к нему. Тогда и снизошёл (этот аят): «А если станешь судить, то произведи суд между ними по справедливости». Справедливость — это душу за душу. После чего также снизошло: «Неужто они желают судейства времён невежество ?!» [34]

Когда иудеи предали это общество, это считалось преступлением сродни государственной измене, так как они нарушили 20 и 21 пункт Мединского устава. Уж тем более они предали мусульман в самую трудную минуту. 
Как известно из истории, предательство всегда каралось в те времена смертью во многих государствах. Государственная измена и схожие преступления против публичной власти до сих пор преследуются уголовно. В современной России, например, есть состав преступления - Государственная измена. Статья 275 УК РФ.

Так, например, в Древней Руси, казнили за подобное преступление смертью.
Псковская судная грамота 1467 г. определяет уже пять преступлений, за которые грозит смертная казнь: храмская татьба (кража из церкви), коневая татьба (конокрадство), переветничество (измена), зажигательство (поджог), кража, совершенная в третий раз.
«А храмскому татю и коневому, и переветнику, и зажигальнику - тем живота не дати; что бы и на посаде покрадется, и в третий раз изличив - живота не дати». [35] 
Дальнейшее расширение сферы применения смертной казни в законодательстве Древнерусского государства связано с назначением этой меры за государственные преступления. Впервые за государственные преступления она вводится в Псковской Судной грамоте, которая предписывала казнь за государственную измену.
Судебник 1497 года, принятый при Великом князе Иване III еще более расширил сферу применения смертной казни по сравнению с Двинской и Псковской грамотами. Согласно ему смертной казнью карались: «ведомые лихие люди», убийцы своего господина, изменники, «предатели городов», церковные и городовые шаши (воры), зажигатели, сделавшие ложный донос ябедники, подметники (т.е. подбросившие в чужой двор ворованное). [36]

Массовые казни иудеев были распространены и в других странах


Антисемитизм был распространен во многих странах. В отличие от мусульман, пытавшихся наладить отношения с иудеями, многие немусульманские страны практиковали жестокие и несправедливые меры против иудеев. Приведем пример из истории Древней Руси.

Массовая казнь иудеев, отказавшихся креститься, была проведена после взятия Полоцка в 1563 году. Псковская летопись сообщает только об утоплении иудеев.
Псковская летопись говорит: «а которыя были в городе жили люди жидове, и князь великий велел их и с семьями в воду в речную вметати, и утопили их»[37].

 Духовник царя Афанасий (с 1564 митрополит, глава РПЦ) в 1563 году записал в Книге Степенной Царского родословия: «Благочистивый Царь и Великий князь подвижеся со множеством силы своея и, шед, взя древнее отечество, славный град Полтеск, и такмо живущих богоубийственных жидов конечной пагубе предаде и богомерзких латын и злейших иконоборец расплени и расточи и град благочестием обнови и в нём истинное православие утверди, и во всём поспешествующу ему Всемогущему Богу» [38].

Между выше указанным случаем и, например, инцидентом с Бану Курайза есть разница:

1) Бану Курайза предали Пророка, мир ему и благословение;
2) Бану Курайза воевали с Пророком, мир ему и благословение;
3) Пророк вынес их преступление на справедливый суд, при этом судил не сам, а доверил судейство Сааду ибн Муазу;
4) Были казнены только виновники-курайзиты из числа мужчин.

А что мы видим из летописи? Иудеи были убиты за то, что они - иудеи, без суда и вины, убиты жестоким образом - утоплением, без разбора - мужчины, женщины, дети (в летописи говорится: "князь великий велел их и С СЕМЬЯМИ в воду в речную вметати").

Характерно одобрительное описание убийства: иудеи «богоубийственные», царь «благочестивый», «город благочестием обновил и в нём истинное православие утвердил». Если Афанасий не упоминает о способе казни, то инок Иосифо-Волоцкого монастыря Евфимий уточняет: «…всех людей, иже во граде хотящих обратитися к вере православного христианства, повеле приимати на покаяние и милость показа – не предавати на смерть. Неповинующих же ся царьскому его велению и веровати не хотящих – жестосердых жидов и лютавар злых и не покоривых латын, повеле огню и мечю предати» [39].

Упоминание об «огне» подтверждает достоверность известия Петрея. Не случайно, что запись о «жестосердых жидах» была сделана именно в Иосифо-Волоцком монастыре. Д. ист. н. Р. Г. Скрынников писал в биографии Ивана Грозного: «Ответственность за происшедшее лежала не на одном царе Иване. В походе на Полоцк его сопровождал игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Леонид. Архиепископом полоцким царь поставил Трифона Ступишина, потому что тот был постриженник «Иосифа игумена Волоцкого». Основоположники осифлянства новгородский архиепископ Геннадий и игумен Иосиф Волоцкий вели длительную борьбу с жидовствующими в России. Их старания поначалу были не очень удачными по той причине, что еврейское население в пределах России отсутствовало. Тем не менее, ортодоксам удалось добиться осуждения новгородских вольнодумцев как тайных иудеев и отправить их на костёр. Геннадий был поклонником методов испанской инквизиции.
 Расправа с евреями, исповедовавшими иудаизм, была показателем того, сколь сильным было влияние на молодого царя иосифлян» [40]. Иосифляне были последователями преп. Иосифа Волоцкого, полагавшего: «…пригоже Государю поминати, каково имели подтщание и ревность первые благочестивые цари о непорочной христианской вере (…) Православный царь Ираклий повеление изложи по всему своему царству: Аще жидовин не крестится, да убиен будет. Тако же Омиритский царь Авраамий повелел убивать не хотевших креститься жидов» [41]. Вновь основной принцип инквизиции – казнь осуществляют светские власти, церковь только объясняет, как «благочестивому царю» проявить «ревность о непорочной христианской вере».


Напомним также, что многие иудеи, на протяжении многих столетий, находили убежища, основывали процветающие общины именно в мусульманских странах. Самые крупные общины иудеев (евреев) - мизрахим (иудеи Востока) и сефарды (иудеи Испании и западного исламского мира) существовали именно в мусульманских странах. Всего общин, которые жили в мусульманских странах было очень много: это и йеменские, египетские, иракские, иранские, сирийские, палестинские, турецкие, марокканские, алжирские, тунисские, испанские, бухарские, горские, афганские, крымчаки, лахлухи, ливийские, ливанские и т.д.

Вывод: 

Племя Бану Курайза нарушило договор с Пророком, мир ему и благословение, в котором говорится о ненападении и об отказе помощи курайшитам против мусульман. До этого, Бану Курайза уже показывали недобрые действия в отношении Пророка, мир ему и благословение.
Бану Курайза сами выбрали того, кто бы решил их дальнейшую судьбу (Саада ибн Муаза), и никто не может осуждать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или кого-либо ещё за их губительный исход. 
Бану Курайза были осуждены согласно Божьему закону, который был внушен Са’ду Ибн Муазу, а также его приговор полностью соответствовал закону иудеев. 
Тем самым, приговор над Бану Курайза был полностью справедливым, и они заслуживали подобного наказания.
Кроме того, важно отметить, что были казнены только мужчины, зрелого возраста. Некоторое количество курайзитов - особенно не нарушавших договор, не причинявших вреда мусульманам или получивших покровительство от мусульман – казнено не было.

И вся хвала Аллаху.
---------------------------------------------------------------------------------------------
[1] См. Ибн Хишам в «ас-Сира» (1/503–504), Ибн Касир в «Аль-Бидая ва-н-Нихая» (3/275), Абу Убейд  «Амуаль» (стр.296)
Подробный анализ этого документа, можете посмотреть в книге доктора Акрама аль-‘Умари, в «ас-Сирату ан-набауийа ас-сахиха» (1/272-286)
[2] См. Сира Мубаракфури, стр.161 – русское издание.
[3] См. «Сунан» Абу Дауд 3004. Достоверность иснада подтвердили шейх Альбани и Хафиз Абдуль-Хакъ аль-Ишбийли. См. «Сахих Аби Дауд» 3004, «аль-Акхам ас-Сугъра» 560)
[4] См. «Сахих» аль-Бухари 4028, «Сунан» Абу Дауд 3005, «Сахих» Муслим 1766
[5] См. «Сира Мубарафури». (стр.272 – русское изд. «Умма»), также «Ибн Хишам», (2/219), «Ибн Хишам», (3/330–331). Ибн Исхак передает со слов Сальмана аль- Фариси, да будет доволен им Аллах.
[6] См. «Ибн Хишам» (2/220–221).
[7] См. «Жизнь Пророка Мухаммада» аль-Мубаракфури стр. 275-276, изд. «Умма» 
[8] См. Этот хадис передал аль-Бухари (№ 3720), Муслим (№ 2416) и ат-Тирмизи (№ 3743)
[9]. См. «Ибн Хишам» (2/228). Част этого сообщения приводит имама Муслим 2416 .
[10] См. Сира Мубаракфури, стр.277-278 – русское издание.
[11] См. Сахих” аль-Бухари, “Книга джихада”, 1/114; “Книга военных похоодов”, 2/590. [12] См. Этот хадис передал Имам Ахмад с хорошим иснадом в «аль-Муснад» (5/392-393 № 22823), Ибн Хишам (2/231-232), Муслим (1788) и другие.
[13] См. аль-Бухари (4117), Муслим (1769).
[14] См. « Ибн Хишам» (2/234)
[15] См. «Ибн Хишам» (2/234), 
[15.1] См. Сира Мубаракфури стр. 231 и См. « Ибн Хишам» (2/241)
[16] См.Сахих Муслим (1769 -1)
[17] См.Тирмизи №1582. Достоверность подтвердил шейх аль-Албани. Также эта история приводится в “Сахих” аль-Бухари, (2/591) 
[18] См.Сира Мубаракфури.стр.281
[19] См. «Сахих аль-Бухари» 4121
[20] См. «Заад аль-Маад» (3/59)
[21] См. «Ибн Хишам» (2/241)
[22] См. «Тафсир Табари», хадис № 26121
[23] См.Тирмизи, №1582.  Абу Иса сказал: "Есть предания по этому поводу от Абу Саида и Атийа аль-Курази. Абу Иса сказал: "Этот хадис - хороший достоверный. Также этот хадис передали ад- Дарими (2509), имам Ахмад №14359, Шейх аль-Альбани сказал хадис достоверным в «аль-Ирва» (5/38-39)
[24] См. Ибн Хишам «ас-Сира» (2/59)
[25] См. Ибн Занджуя в «аль-Амуаль» хадис № 359, по пути от Абдуллаха ибн Салиха от аль-Лайса ибн Сада от Акила от ибн Шихаба. 
[26] См. Книга Второзаконие 20:10-14
[27] См. 1 Царство. 15:1-34
[28] См. Этот хадис привел ан-Насаи № 3430, Абу Дауд. № 4404, Тирмизи № 1584, Ибн Маджа № 2638
[29] См. Этот хадис передал ан-Насаи, 3429, иснад достоверный.
[30] См. «Сахих» аль-Бухари 4028, «Сунан» Абу Дауд 3005, «Сахих» Муслим 1766.
[31] Сира ибн Хишам.2/244-245
[32] Сира ибн Хишам.2/242-243
[33] См. в труде Акрам аль-‘Умари «ас-Сирату-н-набавийа-с-сахиха» (1/ 316)
[34] См. Абу Дауд, № 3591, 4494.
[35] См. Псковская судная грамота 1397-1467, стр.2, второе издании 1868 г. Одесса.
[36] См. «Судебник Ивана III, традиция и реформа», стр.222.
[37] ПСРЛ.Том.6. часть 2– Стр.244 (Полное собрание русских летописей. Том четвертый. IV, страница - 314). 
[38] ПСРЛ. Том. 21. Книга степенная царского родословия. Часть. 2. – Стр. 662 
[39] О преставлении старца Феодосия, бывшего епископа Великого Новгорода и Пскова, и житии его вкратце // архимандрит Макарий (Веретенников). Московский митрополит Макарий и его время: Сборник статей. – М., 1996. – Стр. 90 
[40] Скрынников Р. Иван Грозный. – М., 2001. – Стр. 397 
[41] См. Послание Иосифа Волоцкого . стр 177 . Ио́сиф Во́лоцкий (в миру — Ива́н (Иоа́нн) Са́нин; 14 ноября 1439[1] — 9 сентября 1515) — святой Русской Церкви, почитается в лике преподобных, память совершается 9 (22) сентября и 18 (31) октября




About «ANTI-SHUBOHAT»

«ANTI-SHUBOHAT»

0 коммент.:

Отправить комментарий