Понимание хадиса «Шайтан помочился ему в ухо»
Объяснение смысла хадиса о том, что шайтан мочится у ухо того, кто спит до восхода Солнца, пропуская обязательную, утреннюю, молитву (фаджр). Объяснение основано на анализе соответствующих хадисов, арабской литературе и на комментариях классических мусульманских толкователей
Во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня! В различных сборниках по хадисам сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал, что в ухо человека, который спит до восхода солнца, мочится шайтан. Как и ожидалось, анти-исламисты, вооружившись этим хадисом, стали делать нападки на мусульман и сеять сомнение в их сердцах, в последствии чего некоторые мусульмане также задались вопросом о смысле этого хадиса.
1 – Хадис:
Вот эта версия хадиса самая часто-цитируемая:
عن عبد الله رضي الله عنه، قال: ذكر عند النبي صلى الله عليه وسلم رجل نام ليله حتى أصبح، قال: ذاك رجل بال الشيطان في أذنيه، أو قال: في أذنه
Сообщается от ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда: «Однажды в присутствии Посланника, мир ему и благословение Аллаха, кто-то упомянул о человеке, который спал до утра, на что он сказал: ‘‘Шайтан помочился ему в уши’’ или сказал ‘‘в ухо’’» [1]
2 – Объяснение:
2.1. Причина, по которой это было упомянуто
В другой версии хадиса ясно упомянуто то, что этот человек пропустил молитву
عن عبد الله رضي الله عنه، قال: ذكر عند النبي صلى الله عليه وسلم رجل، فقيل: ما زال نائما حتى أصبح، ما قام إلى الصلاة، فقال: بال الشيطان في أذنه
Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас‘уд), да будет доволен им Аллаха, сказал: «(Однажды) в присутствии пророка, мир ему и благословение Аллаха, кто-то упомянул об одном человеке и сказал: “Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на молитву”. (В ответ на это пророк, мир ему и благословение Аллаха,) сказал: “Шайтан помочился ему в ухо”» [2]
2.2. Причина, по которой упомянут шайтан
Объясняя смысл аналогичного хадис о зевоте (что оно от шайтана), Ибн Баттал (ум. 449 г.х) пишет:
وكذلك كل ما جاء من الأفعال المنسوبة إلى الشيطان فإنها على معنيين إما إضافة رضى وإرادة أو إضافة بمعنى الوسوسة فى الصدر والتزيين
«И аналогичными являются все действия, которые приписаны шайтану, и они имеют 2 значения: либо посредством довольства и воли (шайтана), либо посредством нашёптывания в сердце и приукрашивания» [3]
Несомненно, что шайтан желает, чтобы человек спал долгие часы, становясь ленивым, не выполняя свои обязанности перед Аллахом, пропуская обязательную молитву. И как только человек поддается уловкам шайтана, он становится легкой добычей до тех пор, пока не станет контролировать себя.
2.3. Причина, по которой по упомянуты уши
Уши – это аппарат, посредством которого мы слышим различные звуки в том числе и азан (призыв на утреннюю молитву). В Коране также сказано, что заложение ушей способствует крепкому сну:
«Мы запечатали их уши в пещере на много лет» (Коран 18:11)
«(Мы запечатали их уши в пещере на много лет) значит “Мы усыпили их, когда они вошли в пещеру и они проспали много лет”» (Тафсир Ибн Касира)
2.4. Причина, по которой упомянута моча
Это самый главный пункт хадиса, и чтобы его понять требуется хорошее знание арабского языка.
Мочеиспускание, в действительности, упоминается из-за худшего состояния сна, который радует шайтана.
Ибн Хаджар (ум. 852 г.х) пишет:
هو مثل مضروب للغافل عن القيام بثقل النوم كمن وقع البول في أذنه فثقل أذنه وأفسد حسه والعرب تكني عن الفساد بالبول
«Этот пример используется в отношении того, кто халатен к молитве из-за тяжелого сна, как если бы его уши наполнились мочой, пока она не отяготит его и не испортятся его чувства. Арабы использовали «мочеиспускание» в качестве метафоры для испорченности» [4]
Ан-Науауи (ум. 676 г.х) сказал:
معناه استخف به واحتقره واستعلى عليه يقال لمن استخف بإنسان وخدعه بال في أذنه وأصل ذلك في دابة تفعل ذلك بالأسد إذلالا له وقال الحربي معناه ظهر عليه وسخر منه
«И смысл этого – издевка, высмеивание и унижение. Было сказано о том, кто презирает человека и обманывает его «он помочился ему в ухо». Это выражение произошло от животного, который делает это (мочится) на [спящего]льва, тем самым унижая его. Аль-Харби сказал: ‘‘Это значит: он одержал над ним победу и высмеил его’’» [5]
Кроме того, это является общеизвестной поговоркой, который используется для обозначения испорченности [6]
И наконец приведем комментарий Абу Джа’фара ат-Тахауи (ум. 321 г.х):
وكان النوم المذكور في الحديث … نوما كان من نائمه تضييعه فرض الله عز وجل في العشاء، ثم خلافه لما كرهه له نبيه صلى الله عليه وسلم من النوم قبلها الذي كان سببا لتضييعها، ولترك أداء فرضها في الوقت الذي أوجب الله عز وجل عليه أداءه فيه، فكان في ذلك مخالفا لربه عز وجل، مطيعا للشيطان فيما يريده منه، فضرب على أذنيه بذلك النوم، وهو ما ألقي فيهما من ثقل النوم، والعرب تسمي مثل ذلك ضربا على الأذن ومنه قول الله عز وجل في أهل الكهف: {فضربنا على آذانهم في الكهف سنين عددا} [الكهف: 11] ، وأضيف ذلك الفعل به إلى الشيطان، لأنه مما يرضاه الشيطان منه، وذكر فيه بول الشيطان في أذنه، أي: فعل به أقبح ما يفعل بالنوام وليس ذلك على حقيقة البول منه في أذنه، ولكن على المثل والاستعارة في المعنى
«И сон упоминаемый в данном хадисе, являлся сном, из за которого спящий пропускал то, что Аллах вменил в обязанность ему — Могуществен Он и Величествен — в ночное время суток. Затем его действия вопреки тому, что запретил ему Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), как сон перед ночной молитвой, который может стать причиной для пропуска ночной молитвы. И упущение того времени, в течении которого было узаконено совершение обязательной молитвы Аллахом — Могуществен Он и Величествен — этому человеку. И совершив данный поступок, этот человек ослушался своего Господа, Всемогущ Он и Велик, и стал проявлять покорность шайтану в том, что шайтан добивался от него. И шайтан навел на него этот сон, усыпив его крепким сном. И арабы описывают это как «наведение сна на уши», и к этому относятся слова Аллаха — Могуществен Он и Величествен по поводу людей пещеры: «Мы запечатали их уши в пещере на много лет» . (18:11). И это приписывается шайтану, так как данное дело любо шайтану. И мочеиспускание шайтана в уши упомянуто по причине того, что это намного хуже, чем просто сон. Не имеется ввиду мочеиспускание в реальном смысле, скорее это сказано в метафорическом смысле» [7]
3 – Фатуа:
Вопрос:
Ас-саляму ‘аляйкум уа рахмату-Ллаһи уа баракатуһ. Я хочу узнать использовано ли слово «помочился» буквально: Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас‘уд), да будуте доволен им Аллаха, сказал: «(Однажды) в присутствии пророка, мир ему и благословение Аллаха, кто-то упомянул об одном человеке и сказал: “Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на молитву”. (В ответ на это пророк, мир ему и благословение Аллаха,) сказал: “Шайтан помочился ему в ухо”» (Сахих аль-Бухари)
Ответ:
Вся Хвала Аллаху, Господу Миров. Свидетельствую, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его раб и Посланник.
Ученые разошлись во мнениях о том, что подразумевается тут под мочой. Имеет ли он буквальный или переносный смысл. Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал в Фатх уль-Бари:
«Относительно «мочи шайтана» существуют различные мнения; аль-Куртуби и другие сказали: «Это возможно так же, как и невозможно, так как доказано то, что шайтан ест, пьет и женится, поэтому возможно, что он действительно мочится». Также было сказано, что это используется метафорический для обозначения того, что шайтан блокирует уши человека, который спит и не совершает молитву, чтобы он не услышал Зикр (Поминание Аллаха).Также было сказано, что шайтан заполняет уши человека ложью, чтобы предотвратить его от слушания Зикра. И также было сказано, что это метафора для обозначения того, что шайтан презирает человека. Более того было сказано, что шайтан недооценивает этого человека до такой степени, что использует его в качестве туалета для мочеиспускания, как если бы кто-то помочился на то, что он презирает»
И Аллаху известно лучше! [8]
6 – Вкратце:
- Контекст хадиса указывает на то, что чрезмерный сон становится причиной пропускания обязательной молитвы;
- Шайтан упоминается из-за того, что ему любимо, когда человек пропускает молитву и, в действительности, он сам нашептывает ему становиться небрежным к этому;
- Упоминаемое мочеиспускание на самом деле является устойчивым выражением в арабском языке, которая описывает изменение состояния чего-либо;
- В этом хадисе нет чего-либо абсурдного, так как в ней используется своеобразный литературный стиль, включающая в себя метафору, чтобы более сильно выразиться;
[1] Сахих аль-Бухари 3270
[2] Сахих аль-Бухари 1144
[3] Шарх Сахих аль-Бухари, Мактаба ар-Рушд, Рияд, 2003 том 9, стр. 370
[4] Фатх уль-Бари, Дар уль-Ма’рифа, Бейрут 1379 г.х. том 3, стр. 28-29
[5] Шарх Сахих Муслим, Дар Ахия ат-Тура аль-‘Араби, Бейрут 1392 г.х. том 6, стр. 64
[6] См. «Арабо-Английский лексикон» Эдварда Уильяма Лейна 1/276-277, Шарх Сахих аль-Бухари 3/136
[7] Шарх Мушкиль аль-Асар 10/193-194
[8] Онлайн-ссылка (http://english.islamweb.net/emainpage/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id=239806)
0 коммент.:
Отправить комментарий